- Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?
- Общие права и обязанности пешеходов по ПДД
- Расположение пешеходов на дороге
- Тротуар
- Обочина
- Пешеходная дорожка
- Велопешеходная дорожка
- Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
- Правила для пешеходов с детьми на санках, колясках или велосипедах
- Передвижение людей вне населенных пунктов
- Можно ли ходить по велосипедной дорожке?
- Пересечение перекрестков
- Регулируемых
- Нерегулируемых
- Движение в жилой зоне
- Направление движения пешехода на проезжей части
- Особенности движения в темное время суток
- Правила пересечения дороги по регулируемым переходам
- Когда переходить, если на светофоре стоит регулировщик?
- Правила движения организованных колонн людей
- Где по ПДД следует ожидать транспорт?
- Где пешеходам разрешено и запрещено ходить
- Штрафы ГИБДД для пешеходов
- Какой будет штраф пешеходу, если он создал помехи движению ТС?
- Какой штраф назначат пешеходу, если по его вине в ДТП пострадали люди?
- Как оплатить штраф со скидкой?
- Может ли пешеход получить штраф с камеры видеофиксации?
- Как пешеходу оспорить штраф ГИБДД
- Есть ли ответственность за отсутствие светоотражающих жилетов?
- Штраф пешеходу в состоянии опьянения
- Памятка пешеходам
- ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам
- Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
- Наказание
- Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
- Штраф за непропуск пешехода в 2021 году
- Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество
- На пешеходном переходе
- При повороте на перекрестке
- При въезде и выезде с прилегающей территории
- Слепые пешеходы во всех случаях
- По пути к общественному транспорту
- На обочине
- Как уступить дорогу пешеходу
- Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
- Когда водителя не накажут за наезд на человека
- Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода
- Куда и как жаловаться?
- Что происходит в судах?
Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?
Прежде чем приступить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто такой пешеход с точки зрения правил. Согласно п. 1.2 ПДД:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо в пешеходной или велосипедной полосе и не работающее на них. Пешеходами считаются люди, передвигающиеся в инвалидной коляске, управляющие велосипедом, мопедом, мотоциклом, перевозящие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения коньки, самокаты и другие подобные средства.
В качестве пешехода вы можете действовать:
- Человек вне транспортного средства.
- Велосипедист, мопед, мотоциклист.
- Человек на роликах, скутере, скейтборде.
1. Обратите внимание на то, что велосипедист, мопедист, мотоциклист может выступать как в роли пешехода, так и в роли водителя транспортных средств.
Например, если ты сел на велосипед, то ты водитель, если слез с велосипеда, то ты пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в своих интересах.
Если вы хотите использовать пешеходный переход, вы должны выйти. Если вы хотите остаться на дороге, садитесь на велосипед.
2. Люди, передвигающиеся на коньках, самокатах, скейтбордах, в любом случае являются пешеходами.
3. Дорожные рабочие не являются пешеходами и не обязаны соблюдать правила поведения пешеходов. Однако если рабочий не выполняет работу на дороге, он автоматически становится пешеходом.
Общие права и обязанности пешеходов по ПДД
Обязанности, права и ответственность пешеходов указаны в правилах дорожного движения, которые периодически обновляются. Они меняются и меняются. Чтобы рассмотреть их подробнее, давайте выясним, кто является пешеходом. Пешеходом считается человек, находящийся вне транспортного средства на проезжей части, но не работающий на ней.
К ним также относятся следующие категории граждан:
- передвигаться в инвалидных колясках без электропривода;
- вождение (т.е не вождение) велосипеда, мопеда, мотоцикла;
- возьмите с собой санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Основным правом указанных лиц является возможность передвигаться по дорожному покрытию в соответствии с правилами дорожного движения. Точно так же пешеход имеет преимущественное право пересечения нерегулируемых перекрестков, а также на зеленый свет светофора на регулируемых. Человек должен помнить: в случае дорожно-транспортного происшествия он может согласиться или не согласиться с выдвинутыми сотрудниками ГИБДД обвинениями, а также высказать свое мнение. Если по каким-либо причинам участник не считает доводы властей верными, он не сможет подписать составленный ими протокол.
У пешеходов много обязанностей. Все они собраны в меморандумах о правилах дорожного движения.
Двигаться необходимо по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а в противном случае – по обочинам дорог.
Если человек перевозит, перевозит крупногабаритные предметы, передвигается в немоторизованных инвалидных колясках, возможно движение по краю проезжей части, если движение по тротуарам или обочинам мешает другим пешеходам. Если человек передвигается в темное или плохо освещенное время суток, он должен носить вещи со световозвращающими элементами, чтобы его могли видеть водители.
Со школы все помнят, как они переходили дорогу с учителями, один из которых ушел на фронт, а другой замкнул колонну. Оба взрослых были красными флагами. В частности, организованные пешеходные колонны по улице должны двигаться в направлении движения транспортных средств с правой стороны не более четырех человек подряд.
Ночью и в условиях недостаточной видимости в колонне должны находиться люди с включенными огнями: впереди — белого, сзади — красного.
Дорогу необходимо переходить по пешеходным переходам и, при наличии, по подземным и наземным переходам. Если движение регулируется, необходимо ориентироваться на знаки регулировщика, светофоры. В том случае, если их нет, переходить улицу, выходить на трамвайные пути можно только предварительно убедившись, что водители уступают дорогу. Нельзя останавливаться и откладывать без необходимости.
Также следует помнить, что запрещается переходить улицу, если мимо проезжают машины скорой помощи, полиции, пожарных, то есть транспортные средства с проблесковым маячком синего цвета (синим и красным) и специальным звуковым сигналом. Ожидать маршрутные такси можно на специально оборудованных стоянках, а при их отсутствии — на тротуаре, на обочине.
Расположение пешеходов на дороге
Теперь разберем правила, связанные с движением пешеходов на дороге:
4.1. Пешеходы должны передвигаться по тротуарам, тротуарам, велосипедным дорожкам и, в противном случае, по краям дорог.
…
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек или обочин с твердым покрытием, а также в случае невозможности движения по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на проезжей части с полосами) медиана — по внешнему краю проезжей части).
Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):
- Тротуар, тропа, велосипедная дорожка.
- Придорожный.
- Велосипедная дорожка или край дороги.
На следующих рисунках показаны все элементы дороги, где возможно движение пешеходов:
Рассмотрим, что означает каждый из приведенных выше терминов.
Тротуар
Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Обочина
«Сторона» — элемент дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или отмеченный разметкой 1.2, используемый для проезда, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
При этом не может быть тротуара и обочины с одной стороны дороги. Тротуар находится очень близко к проезжей части или отделен от нее газоном. Жесткая обочина также примыкает к дороге на том же уровне, что и она. Те. Бордюр должен быть на уровне дороги.
Например, если у обочины дороги начинается углубление (канава), то обочины на этой дороге нет.
Пешеходная дорожка
«Пешеходная дорожка» — оборудованная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли или поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
Тропа обозначена знаком 4.5.1:
Велопешеходная дорожка
«Пешеходно-велосипедная полоса (велодорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (или отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного движения велосипедистов с пешеходами и обозначаемый знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Велодорожка обозначена знаками 4.5.2 — 4.5.7:
Во-первых, правила требуют, чтобы пешеходы двигались по тротуару, по тротуару или по велосипедной дорожке.
Но что выбрать, если есть все перечисленные пункты одновременно? В этом случае вы можете выбрать путь на свое усмотрение.
Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велосипедной дорожки, ни тротуара, правила дорожного движения разрешают ходить по обочине. Если нет даже обочины, или двигаться по ней невозможно, то можно продолжить движение по дороге или велосипедной дорожке.
Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
Пешеходы, перевозящие или перевозящие крупногабаритные предметы, а также люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут передвигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам мешает другим пешеходам.
Обратите внимание, что правила допускают особый режим передвижения для людей, перевозящих крупногабаритные предметы, а также людей в инвалидных колясках.
Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать дорогу.
Однако это право, а не обязанность. Те даже если громоздкий предмет мешает другим пешеходам, вы не обязаны выходить с ним на дорогу.
Правила для пешеходов с детьми на санках, колясках или велосипедах
При движении по зебре граждане с детьми, согласно правилам, должны вывести ребенка из детского транспорта, взять его на руки, если пассажир маленький, или взявшись за руки, если он в состоянии ходить самостоятельно, и перейти улицу в этом положении. Владельцы велосипедов должны спешиться и перейти улицу, ведя транспортное средство рядом с собой.
Передвижение людей вне населенных пунктов
Движение пешеходов за пределами населенного пункта не отличается от способов передвижения пешеходов в черте города. При отсутствии пешеходных зон или просто относительно безопасного места для движения пешеходов по сельской дороге следует идти навстречу встречному движению по обочине.
Можно ли ходить по велосипедной дорожке?
Не путайте велосипедную дорожку с велосипедной дорожкой. Первый предназначен для движения как велосипедистов, так и пешеходов. Второй только для велосипедистов. Как их отличить? Велосипедная дорожка обозначена знаком 4.4.1, а велосипедная дорожка — знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Пешеходы могут ходить по велосипедной дорожке только в том случае, если нет тротуара, обочины или дорожки для пешеходов.
При отсутствии тротуаров, тротуаров, велодорожек или обочин, а также в случае невозможности движения по ним пешеходы могут циркулировать по велодорожке…
Только велосипедисты считаются велосипедистами. Людям, которые водят (или используют инвалидные коляски), детские коляски или роликовые коньки, не следует ездить по велосипедным дорожкам, если есть тротуар, это очень опасно.
Пересечение перекрестков
Для человека наиболее безопасными способами пересечения перекрестков являются подземные и надземные переходы. Что делать, если их нет рядом, рассмотрим далее.
Регулируемых
На этом перекрестке нужно двигаться строго на зеленый сигнал светофора. Если пешеход не успевает перейти всю зебру до разрешения светофора, необходимо дождаться следующего, остановившись на разграничительной линии, разделяющей полосы движения. Категорически запрещается движение по линии разметки или «зебре» при включенном желтом или красном сигнале светофора.
Нерегулируемых
На нерегулируемом пешеходном переходе приоритет отдается пешеходам, то есть человек может перейти зебру в любой момент и водитель должен немедленно остановиться. Также устанавливаются лежачие полицейские, чтобы побудить водителей снизить скорость. Они необходимы для создания безопасности; их часто можно увидеть возле школ, детских садов, где есть повышенный риск того, что дети и подростки могут создать ЧП.
Если в поле зрения нет зебры, ПДД для пешеходов может перейти на другую сторону в любом безопасном месте дороги строго перпендикулярно ее краю.
При этом запрещается переходить не по пешеходному переходу, если на нем четыре и более полос движения.
Если необходимо перейти улицу, а пешеходного перехода нет, человек должен дойти до следующего перекрестка пешком. При этом двигаться нужно строго по бордюру или бордюрной линии, оглядываясь, чтобы убедиться, что встречные водители притормаживают.
Движение в жилой зоне
В жилых районах пешеходы имеют приоритет перед водителями. Передвигаться можно как по тротуарам, так и по всей ширине площади.
Водителям следует помнить о следующих запретах при вождении в жилой зоне:
- вождение со скоростью более 20 км/ч;
- через трафик;
- тренировочный заезд;
- стоянка с работающим двигателем.
Направление движения пешехода на проезжей части
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти по направлению движения транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, управляющие мотоциклами, мопедами, велосипедами, в этих случаях должны следовать по направлению движения транспортных средств.
Обратите внимание, что пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е по встречной полосе (по левой стороне дороги). Однако пешеходы, передвигающиеся на велосипеде, мопеде, мотоцикле или в инвалидной коляске, должны следовать по полосе обгона (правой стороне дороги).
Особенности движения в темное время суток
При пересечении проезжей части и движении по кромке проезжей части или по кромке проезжей части в темное время суток или в условиях плохой видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость эти объекты в водителях транспортных средств
Рассмотрим понятия дневной темноты и недостаточной видимости:
«Темное время суток»: период времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» означает видимость на дороге менее 300 м в условиях тумана, дождя, снега и подобных условиях, а также в сумерках.
Если вы вынуждены переходить улицу, идти по обочине или проезду за пределами населенного пункта в непогоду или ночью, то правила требуют носить световозвращающие вещи. В урбанизированных районах нормативы рекомендуют использовать светоотражатели, то есть их использование не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальную желтую жилетку, которую обычно носят дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах одежды и стоят 100-200 рублей.
Отмечу, что за отсутствие светоотражателей за пределами населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила рекомендуют иметь только отражатели, и штрафы за их отсутствие не предусмотрены.
Однако светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и притормозить, поэтому я рекомендую пешеходам пользоваться ими постоянно. В противном случае вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Правила пересечения дороги по регулируемым переходам
Если пешеходный переход регулируется (есть светофор или регулировщик), переходите:
- На зеленый сигнал специального светофора для пешеходов;
- на красный свет для автомобилей.
Важно!
Мигающий желтый сигнал светофора на пешеходных переходах — не регулирует движение, а только предупреждает водителей об опасности. Обычный светофор имеет точно такое же значение, если он выключен и показывает только мигающий желтый сигнал. Чтобы перейти улицу в таких местах, необходимо руководствоваться ПДД на нерегулируемых переходах.
Когда переходить, если на светофоре стоит регулировщик?
В этом случае нужно обращать внимание только на регулировщика, независимо от светофора. Жесты регулировщика и их значения прописаны в п. 6.10 ПДД.
Согласно Правилам, можно переходить улицу, когда:
- Регулировщик стоит к вам боком, руки опущены;
- вы находитесь за регулировщиком и ваша правая рука вытянута вперед;
- регулировщик свободным жестом говорит, что можно переходить.
Правила движения организованных колонн людей
Организованная стоячая колонна: группа людей, идущих по дороге в одном направлении. Такой столбец должен быть отмечен:
- Днем — красные флажки (спереди, сзади и слева);
- ночью — фонарики (спереди — белые и сзади — красные).
Идти нужно по правой стороне, в рядах должно быть не более 4 человек.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается только в направлении движения транспортных средств с правой стороны не более четырех человек в ряду. Впереди и сзади колонн с левой стороны должны быть конвоиры с красными флагами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными огнями: впереди — белые, сзади — красные.
Организованные колонны детей могут передвигаться только по тротуарам или тротуарам, а при их отсутствии — по обочинам дорог (тоже по правой стороне), но только днем. Запрещается водить колонны детей по краю проезжей части.
Группы детей могут ездить только по тротуарам и дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, но только днем и только в сопровождении взрослых.
Где по ПДД следует ожидать транспорт?
Пешеходы должны ждать транспорт на остановках:
- На приподнятых посадочных площадках над дорогой;
- если их нет, то на тротуаре или на дороге.
Держитесь на безопасном расстоянии от дороги (не менее полуметра). Не ждите транспорт у обочины; его можно случайно толкнуть или вытолкнуть на дорогу.
Выходить на проезжую часть можно только перед посадкой в автобус и после его остановки. Выходя из автомобиля, как можно скорее вернитесь на тротуар или обочину.
Ожидание транспортного средства и такси допускается только на приподнятых над проезжей частью местах посадки, а при их отсутствии — на тротуаре или на краю проезжей части. В местах остановки автотранспортных средств, не оборудованных приподнятыми площадками, выезд на проезжую часть для посадки в транспортное средство разрешается только после его остановки. После высадки необходимо без промедления расчистить проезжую часть.
Выход из транспорта должен быть спокойным, без толчков. Если вы сопровождаете маленького ребенка, сначала спуститесь сами, а затем помогите ребенку спуститься.
Помните, что переходить дорогу впереди или сзади автобуса опасно, так как он скрывает вас от водителей, а также, находясь за этим транспортным средством, вы находитесь в «слепой зоне», то есть если автобус вдруг даст задний ход, Водитель вас не увидит и просто не успеет среагировать. Не переходите улицу, пока автобус не уехал.
Где пешеходам разрешено и запрещено ходить
На основании пункта 4.1 правил ДД можно сделать следующие выводы о способах передвижения пешеходов:
- на спешенных пешеходных и велосипедных дорожках;
- вдоль тротуаров;
- по пути, если в поле зрения нет упомянутых участков;
- на дороге, вдали от активного движения, если поблизости нет более безопасных вариантов.
Не путайте велосипедные дорожки с велосипедными дорожками. Велосипедные дорожки — это зона для велосипедистов, которые ходят пешком и ездят на велосипеде поблизости (знаки 4.5.2–4.5.7), а езда на велосипеде происходит непосредственно по велодорожке (4.4.1.)
Следовательно, пешеходам не следует передвигаться через велосипедную зону, по дороге, если видны более безопасные альтернативные варианты, а также по трамвайным и железнодорожным путям. Одним словом, пешеходам нельзя ходить там, где они могут мешать движению транспорта.
Штрафы ГИБДД для пешеходов
Рассмотрим штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях для пешеходов:
Статья Кодекса об административных правонарушениях | Нарушение | Наказание |
12.29 п.1 | Нарушение правил дорожного движения пешеходом | Предупреждение или 500 руб |
12.30 ч.1 | Нарушение правил дорожного движения, создание помех транспортным средствам | 1000 рублей |
12.30 ч.2 | Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью | 1000 — 1500 руб |
По сравнению со штрафами для водителей размер административного штрафа для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.
Какой будет штраф пешеходу, если он создал помехи движению ТС?
Если пешеход, нарушив ПДД, воспрепятствовал движению автомобилей (например, переходя улицу вне пешеходного перехода или на красный свет), он будет наказан 1000 рублей.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (кроме водителя транспортного средства), вызвавшим нарушение движения транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи рублей.
Какой штраф назначат пешеходу, если по его вине в ДТП пострадали люди?
В случаях, когда пешеход нарушил правила дорожного движения и из-за этого пострадали люди (например, если пешеход шел по велосипедной дорожке, а велосипедист попытался объехать его и упал), штраф составит от 1000 до 1500 рублей.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (кроме водителя транспортного средства), причинившим по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного взыскания штраф в размере от тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Как оплатить штраф со скидкой?
Пешеходы, так же как и водители, получившие штраф за нарушение ПДД, имеют право оплатить его со скидкой 50% в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Чтобы получить скидку, оплатите штраф в течение 20 дней с момента оформления заказа.
Оплатить штраф можно онлайн на нашем сайте. Для этого введите номер заказа в форму на этой странице и нажмите кнопку «Проверить штрафы».
Может ли пешеход получить штраф с камеры видеофиксации?
Нет, наши камеры по-прежнему не умеют распознавать людей по лицам (как в Китае) и фиксируют только нарушения ПДД, совершаемые водителями.
Важно!
Несмотря на то, что ответственность пешеходов за нарушение ПДД прописана в Кодексе об административных правонарушениях, в действительности их редко штрафуют. Однако это не означает, что вы не можете соблюдать правила дорожного движения. Помните, что незнание или пренебрежение правилами дорожного движения в конечном итоге приведет вас под колеса автомобиля. От того, насколько четко вы будете соблюдать правила, напрямую зависит ваша безопасность и безопасность окружающих вас людей.
Как пешеходу оспорить штраф ГИБДД
Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, имеет право оспорить штраф, если он с ним не согласен. Для этого в течение 10 дней с момента получения постановления о правонарушении отправить жалобу:
- В районный суд либо;
- на имя начальника инспектора ГИБДД, вынесшего постановление.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление по делу и обязанным направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех дней со дня получения жалобы.
Есть ли ответственность за отсутствие светоотражающих жилетов?
На данный момент правила дорожного движения не требуют от участников дорожного движения носить светоотражающие жилеты. Однако вскоре такая поправка может появиться в новой редакции Правил. Министерство внутренних дел недавно разработало законопроект, который обяжет водителей носить светоотражающие жилеты в условиях плохой видимости, когда они вынуждены останавливаться за пределами города.
2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов находиться на дороге или обочине в ночное время или в условиях ограниченной видимости в куртке, жилете или жилете-накидке с нашивками из световозвращающего материала, соответствующего требованиям ГОСТ 12.4.281-2014.
Хотя использование жилетов пока не является обязательным, действующая редакция ПДД запрещает пешеходам находиться ночью или в условиях ограниченной видимости на дорогах вне населенных пунктов без светоотражающих элементов. Неважно, какие это элементы: светоотражающие ленты, наклейки, бейджи или жилеты. Главное, чтобы водитель их хорошо видел.
При пересечении проезжей части и движении по кромке проезжей части или по кромке проезжей части в темное время суток или в условиях плохой видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость эти объекты в водителях транспортных средств
Ответственность за отсутствие светоотражателей на одежде такая же, как и за другие нарушения ПДД — предупреждение или штраф в размере 500 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. Однако пешеход без светоотражателей должен опасаться не штрафа, а опасности, которой он подвергается, передвигаясь по жесткой обочине без освещения. Водитель, ослепленный светом встречных автомобилей, иногда не может различить разметку на дороге; в таких условиях вы точно не заметите пешехода.
Штраф пешеходу в состоянии опьянения
Правила дорожного движения не запрещают пешеходам пить, а отдельных билетов для нетрезвых пешеходов нет. Так, если пешеход нарушил ПДД в нетрезвом виде, он будет наказан теми же пунктами, что и пьяный.
При этом если статья предполагает выбор наказания, то оно будет максимальным, так как состояние опьянения является отягчающим обстоятельством. Так, если вы перешли улицу в неположенном месте, инспектор ГИБДД должен самостоятельно выбрать меру наказания – либо штраф, либо предупреждение. Для нетрезвого пешехода таким наказанием, скорее всего, будет штраф.
Памятка пешеходам
Подводя итог вышесказанному + еще несколько важных советов, вы найдете в нашей памятке для пешеходов:
- Ночью водитель видит только фары встречных машин. Неважно, какого цвета ваша куртка: если на ней нет светоотражающих полос, она незаметна водителю вплоть до того момента, когда уже слишком поздно притормаживать. Имейте это в виду, когда будете переходить улицу;
- не расслабляйтесь на пешеходном переходе. Вас и на зебре можно сбить. Даже там, где есть светофор. Единственный безопасный проход — подземный или воздушный;
- капюшон не вращается вместе с головой; снимите его перед переходом улицы;
- пешеход не танк, его не надо толкать вперед, потому что по правилам все должны его пропустить. Помните, что в одной из машин вы можете сесть за руль новичка, путающего газ с тормозом, водителя, отвечающего на СМС на ходу, или пьяного психопата, которому наплевать не только на ваши права, но и также о вашей жизни;
- то, что машина в первой полосе остановилась и пропустила вас, не означает, что машина во второй полосе тоже остановится. Прежде чем выехать из-за первой машины, оглянитесь назад и убедитесь, что все остальные полосы также остановлены. Особенно это касается мам и пап с колясками! Никогда не толкайте коляску вперед по улице!
- нельзя невооруженным глазом оценить скорость автомобиля; даже если машина далеко, добраться до нее можно за считанные секунды;
- держитесь как можно дальше от дороги: водитель может инстинктивно потянуть руль в вашу сторону, чтобы избежать выбоины, собаки или встречной машины;
- если вы чувствуете, что машина движется к вам задним ходом, просто дайте задний ход. Водитель вас не видит и раздавит, на чьей бы стороне ни была правда.
Оснастите одежду своих детей светоотражателями и ходите с ними рука об руку, пока они не усвоят правила поведения на дороге. Знание правил дорожного движения и здравый смысл – залог вашей безопасности на дороге.
ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам
В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать пункты 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево вы должны уступать пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть с проезжей части, на которую вы поворачиваете. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути).
Уступка: это означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или маневрировать, если это может вынудить лиц, имеющих преимущество над ним, изменить направление или скорость (раздел 1.2 ПДД). Иными словами, обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он выбрал направление движения и это очевидно для водителя.
Если человек наступит на зебру, водитель обязан пропустить его. При этом пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Выходить на проезжую часть можно только оценив дистанцию до встречных транспортных средств, их скорость и убедившись, что переход безопасен для вас.
Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
Фразу «уступить дорогу» многие трактуют по-своему. Четкие пояснения даны в п. 1.2 ПДД РФ. Эта концепция относится к обязанности водителя остановиться, чтобы не заставлять пешеходов менять скорость или направление движения.
Кроме того, 29 ноября 2014 года были внесены изменения в правила дорожного движения. Они регулируют порядок пересечения пешеходных переходов, где нет светофора или регулировщика. Теперь, согласно пункту 14.1 ПДД, автомобилист, приближающийся к такому участку дороги, должен снизить скорость, если на зебре есть пешеходы или они просто наступили на нее.
Изменения коснулись и пункта 14.2 ПДД. Согласно новости, если транспортное средство, движущееся по той же дороге и находящееся в соседней полосе, останавливается или тормозит на перекрестке, не оборудованном светофором или регулировщиком, остальные водители также должны остановиться или снизить скорость.
Ранее пункт 11.4 ПДД запрещал обгон на пешеходном переходе только при наличии на нем людей. Настройки полностью исключили возможность такого маневра на зебре, даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к выдаче пешеходного билета.
Наказание
Штраф за непропуск пешехода установлен ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 руб. Окончательную сумму определяет инспектор ГИБДД, зарегистрировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение допущено впервые, пешеход не пострадал, а водитель сожалеет о своих действиях, то может быть наложен минимальный штраф.
Кроме того, наказание грозит водителю, не пропустившему пешехода при повороте на перекрестке. Штраф, предусмотренный ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:
- движение автомобиля по главной дороге;
- отсутствие знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки на перекрестке;
- зеленый сигнал светофора для водителя.
Правила дорожного движения разрешают пешеходам переходить проезжую часть вне перекрестка при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В этом случае перед переходом улицы человек должен убедиться в безопасности своих действий. Она не должна появляться у автомобилиста неожиданно из-за припаркованных автомобилей или других объектов, ограничивающих обзор.
Если пешеход начал переходить улицу в неположенном месте (поскольку поблизости нет «зебр»), водители встречных машин должны отдать ему приоритет. Несоблюдение этого требования влечет за собой дисциплинарное взыскание.
В подавляющем большинстве случаев штрафы за пешехода назначают сотрудники ГИБДД, а не на основании данных камер. Видеозапись этого нарушения проходила в «пилотном» режиме в Москве, Зеленограде и Улан-Удэ. Этот способ контроля нарушений внедрен не везде, поскольку алгоритм, заложенный в программу автоматических устройств, еще не доработан и часто дает ошибочные результаты.
Искусство. 12.18 КоАП РФ не предусматривает более строгого наказания за повторное совершение описываемого проступка.
Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
В письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъяснено, в каких случаях водители обязаны уступать дорогу пешеходам, а в каких нет. Так, если водитель своими действиями не принуждал пешехода к изменению направления движения или скорости, то он не нарушал правил. Примером может служить решение Верховного суда РФ, в котором говорится, что водитель не может быть привлечен к ответственности, если пути движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не помешал пешеходу перейти улицу, как планировалось, например, не заставил его дать задний ход или остановиться, то он не нарушил правила.
Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из пункта 1.2 ПДД следует, что правонарушением со стороны водителя будут те действия, которые могут заставить пешехода изменить направление или скорость движения. По этой причине в некоторых обвинительных постановлениях судов это указывается прямо. Иными словами, на практике водитель не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление или скорость, как поясняется в письме МВД.
В то же время, с учетом тех же объяснений, можно предположить, что для привлечения водителя к административной ответственности инспектору придется зафиксировать нарушение на видеокамеру и получить объяснения от пешехода. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.
Штраф за непропуск пешехода в 2021 году
Рассмотрим статью 12.18 КоАП:
Статья 12.18. Не отдавать приоритет пешеходам или другим участникам дорожного движения
Несоблюдение установленной Правилами дорожного движения обязанности уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или другим участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), имеющим преимущественное право движения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2021 году размер штрафа составляет от 1500 до 2500 рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне производится сотрудником ГИБДД. При этом необходимо учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил правонарушение впервые, как и прежде, он получит минимальный штраф в размере 1500 рублей.
Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество
На пешеходном переходе
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути), чтобы совершить переход.
Самая распространенная ситуация, не вызывающая вопросов у водителей, — пешеход на пешеходном переходе:
Именно с переходами водители связывают штраф за непропуск пешехода, но это не единственная ситуация, при которой может быть наложен штраф.
При повороте на перекрестке
13.1. При повороте направо или налево водители должны уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую они поворачивают.
Ситуация, вызывающая больше всего вопросов, — поворот на перекрестке:
Имейте в виду, что водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:
- на перекрестке нет разметки;
- водитель едет по главной дороге;
- у водителя есть зеленый сигнал светофора, который разрешает ему поворачивать;
- пешеходы на красный свет.
Единственный раз, когда вам не нужно уступать дорогу, это когда вы едете прямо через перекресток, и в то же время нет отмеченного перекрестка.
При въезде и выезде с прилегающей территории
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступать дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при выезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, с которыми он пересекает дорогу.
Слепые пешеходы во всех случаях
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступать дорогу слепым пешеходам, которые подают сигнал белой тростью.
По пути к общественному транспорту
14.6. Водитель обязан уступить дорогу приближающимся или выходящим из маршрутного транспортного средства пешеходам, находящимся на месте остановки (со стороны дверей), если посадка и высадка осуществляются с дороги или с расположенной в ней площадки.
При этом уступать дорогу необходимо только при одновременном выполнении следующих условий:
- На остановке общественного транспорта.
- Пешеходы идут по автомобильному маршруту. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, везет сотрудников компании, то водитель не обязан уступать им место.
- Пешеходы подходят к автобусу со стороны дверей.
Приведу пример распространенной аварии, о которой должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (слева) находится остановка общественного транспорта. К нему подъехал встречный автобус. Увидев это, пешеходы справа от проезжей части начинают переходить проезжую часть, не глядя на машины. Как правило, от этого страдают люди пенсионного возраста.
С точки зрения правил дорожного движения водитель не обязан уступать дорогу этим пешеходам. Однако гораздо проще затормозить, чем попасть в аварию (даже невинную) и несколько часов разбираться с ГИБДД.
На обочине
Водители мопедов могут двигаться по обочине, если это не мешает пешеходам.
25.2. Повозки, запряженные лошадьми (сани), верховые и вьючные животные должны перемещаться только в ряд как можно дальше вправо. Езда по обочине разрешена, если она не мешает пешеходам.
Ну и еще одна ситуация — разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки на обочине должны уступать дорогу пешеходам. Нарушение этого правила также может повлечь за собой штраф.
Как уступить дорогу пешеходу
Еще один важный вопрос, который необходимо затронуть в данной статье: «Как уступить дорогу пешеходу?» Дело в том, что текст ПДД, касающийся этого вопроса, за последние годы несколько раз менялся. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, затем пропустить его, а затем снова уступить дорогу. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не помнят, как на самом деле действовать.
Итак, если вы еще раз посмотрите на ПДД выше, то заметите, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен уступать:
«Уступить дорогу (не препятствовать)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, совершать какой-либо маневр, если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество перед ним, изменить направление или скорость движения.
Следовательно, водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил ни скорости, ни направления движения.
Например, если по соседней полосе навстречу вашей машине идет пешеход, обязательно остановитесь.
Однако если проезжая часть широкая (6 полос) и пешеход начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не нужно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.
То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в стороне от вашего автомобиля. Нет смысла ждать, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают ему проехать переход.
Что касается незрячих пешеходов, которые указывают белой тростью, то их нужно пропустить. Тем просто нужно остановиться и подождать, пока пешеход не уйдет с проезжей части.
В заключение хочу отметить, что за последние годы культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на перекрестках. Следовательно, штрафы налагались реже.
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
Главный аргумент в защиту водителя – отсутствие доказательств вины. Вкратце рассуждения могут быть такими: раз нет видео и объяснений пешехода, которому не дали перейти дорогу, то как доказывается вина?
При несогласии водителя с совершением правонарушения составляется протокол и постановление. Последним документом ему вменяют административную ответственность, так как устанавливают его вину. При написании протокола ему разъясняются права водителя, и ими надо пользоваться.
- Укажите в протоколе в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, вы его не совершали.
- Запишите пояснения в протокол или на отдельном листе бумаги. Обязательно указать в решении, что пояснения прилагаются. Не надо тут писать, что пешеход появился внезапно, его не было видно и т.п. Такого языка следует избегать. Либо человек был на дороге, либо нет. Поэтому в пояснениях можно указать, что вы видели пешехода так, как он видел вас, но ваши действия не заставляли его менять скорость и направление движения.
- Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его дать вам свои контактные данные. Это позволит пешеходу обжаловать в суде жалобу на постановление. Лучше всего, если вы обеспечите явку пешехода в суд.
- Если допустить совсем уж крайний случай: снять пешехода на камеру телефона. Пусть скажет, что вы не мешали ему переходить улицу. Эту запись можно использовать при обжаловании решения инспектора.
- Обязательно сохраните видео с диктофона. Его можно предъявить в суде и использовать в качестве доказательства защиты.
Когда водителя не накажут за наезд на человека
Если в наезде на пешехода нет вины автовладельца, то полиция не будет возбуждать дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года по улице ехала водитель Меренкова Ирина*. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было припарковано много автомобилей. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить улицу не по зебре. Водитель попытался затормозить, но пешеход не смог сдержаться. В результате Девиченко получил вред здоровью средней тяжести.
Инспектор ГИБДД прибыл на место ДТП и зафиксировал обстоятельства ДТП. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его раньше. На основании этого заключения, акта осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников, сотрудник полиции установил, что вина автомобилиста в наезде на пешехода отсутствует. По этой причине он отказался начинать процесс.
Потерпевшая не согласилась с решением милиционера и подала жалобу в Волгоградский центральный районный суд. Она предположила, что водитель мог затормозить перед ней. С потерпевшим не согласилась судья Галина Рудых. На самом деле из заключения экспертизы видно, что обзор водителю загораживал другой автомобиль на встречной полосе. Также на обочине стояло много машин, и женщину, которая выскочила за ними, просто не было видно. Суд отметил, что пешеход нарушил правила дорожного движения и перешел улицу не по зебре. Поэтому инспектор вынес судебное постановление (дело № 12-1297/2020).
Затем Девиченко подала жалобу в Волгоградский областной суд. Он настаивал на том, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам аварии. По этой причине инспектор отказался возбуждать незаконное производство. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию своих коллег. Действительно, в деле нет улик, доказывающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевший не согласился с заключением эксперта, не является основанием сомневаться в его правдивости. Кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности и его выводы мотивированы (дело № 07р-1143/2020).
Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода
Юрист и автоюрист Сергей Радько говорит, что наезд на пешехода вне зебры — одна из спорных ситуаций. Только автомобильный эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она была в наличии, но автомобилист ею не воспользовался (отвлёкся, растерялся и т.п.), то в ДТП будет виноват он. Даже если пешеход перешел дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, он не будет оштрафован за столкновение. «Однако отсутствие вины не исключает возмещения вреда здоровью и возмещения морального вреда пешеходу», — добавляет эксперт.
Дмитрий Беседин, юрист Европейской юридической службы, считает, что каждое ДТП с участием пешеходов сугубо индивидуально. Вину водителя установит инспектор на основании обстоятельств ДТП и заключения автотехнической, судебно-медицинской и других экспертиз. Кроме того, если во время ДТП за рулем автомобиля находился не владелец, владелец обязан возместить ущерб, причиненный здоровью и моральным страданиям пешехода. Но владелец также может потребовать деньги с пешехода за ремонт его автомобиля после аварии.
Куда и как жаловаться?
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (высшее должностное лицо), например, в отдел ГИБДД ГИБДД МВД России по городу (району, району), или в районный суд по месту нахождения этого агентства.
В постановлении указывается орган (высшее должностное лицо), в который жалоба может быть направлена по почте. Его копия вручается водителю под роспись.
В жалобе укажите недоказанность Вашей вины по делу об административном правонарушении. Подходящие для конкретного случая формулировки можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе необходимо приложить копию принятого Вами решения, а также дополнительные материалы при наличии: видеозапись, фотографии.
Важно не пропустить срок подачи жалобы – 10 дней со дня получения копии решения. При этом первым днем считается день, следующий за днем вынесения решения.
Что происходит в судах?
Привлечь водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») перед инспектором пешеход не нуждался. Однако в упомянутом выше письме МВД ГИБДД рекомендуется зафиксировать нарушение на видео и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Если это произойдет, судебная практика это покажет. До сих пор нет необходимости говорить о вашем подразделении. Ниже мы рассмотрим судебные решения, которые водители могут использовать в свою защиту.
1. Суд пришел к выводу о виновности водителя только на основании рапорта заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД, объяснения инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД и объяснения заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД Главного управления МВД России. Видеозаписи или объяснений от пешехода по делу не было. Высший суд оставил приговор в силе. Водитель привлечен к ответственности (Решение Ставропольского промышленного районного суда от 26.10.2017 по делу № 12-655/2017). | ![]() |
2. Суд пришел к выводу, что водитель невиновен. Видеозаписи ГИБДД в судебное заседание не предъявлялись. Доказательств вины нет, кроме сведений, установленных в постановлении по делу об административном правонарушении. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Раменского городского суда Московской области от 29.05.2020 по делу № 12-391/2020). |
![]() |
3. Вина водителя подтверждена его объяснениями и протоколом об административном правонарушении. Суд не принял доводы о том, что он видел человека на дороге, но не препятствовал ему, то есть пешеход не менял траекторию движения. Суд отметил, что если первым лицом в пределах пешеходного перехода является лицо, намеревающееся перейти проезжую часть, независимо от того, технически возможно ли безопасно пройти, водитель должен остановиться и пропустить пешехода. Водитель привлечен к ответственности (Решение Хабаровского промышленного районного суда от 29.05.2020 по делу № 12-222/2020). | ![]() |
4. Суд указал, что водитель обязан остановиться и уступить дорогу в тех случаях, когда он может помешать пешеходу, заставить его изменить траекторию движения и скорость движения. Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановиться перед ним обусловлена необходимостью уступить дорогу пешеходам. Поэтому факт нарушения ПДД определяется по наличию человека на дороге. Суд не сделал вывод о виновности водителя на основании представленного видео. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 29.05.2020 по делу № 12-23/2020). | ![]() |
5. Судом установлено, что требования пункта 14.1 ПДД не предусматривают обязанность водителя уступать дорогу пешеходам, переходящим или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути) в любом месте. Такая обязанность возникает при переходе лица по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтвердила запись видеорегистратора: из-за автомобиля, припаркованного под углом к дороге в непосредственной близости от пешеходного перехода, внезапно вышел мужчина. Суд признал пешехода виновным, водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинского районного суда Владивостока от 28.05.2020 по делу № 12-316/2020). |
![]() |
6. Суд указал, что нарушение было выявлено при проведении визуального контроля сотрудником ГИБДД, исполнявшим свои служебные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, поэтому считать сведения, предусмотренные протоколом и постановлением в постановлении, нецелесообразно дело о недостоверном административном правонарушении. При этом в деле нет ни видеозаписи, ни объяснений пешехода. Вина была установлена только на основании протокола, решения и объяснений водителя, согласно которым он своей вины не признавал. Водитель привлечен к ответственности (Решение Егорьевского городского суда Московской области от 28.05.2020 по делу № 12-62/2020). |
![]() |
7. Суд не установил вину водителя. Ссылаясь на положения части 3 ст. 21 Европейского соглашения, которым дополняется Конвенция о дорожном движении, суд указал, что водитель не обязан останавливаться во всех случаях, когда пешеходы въехали на пешеходный переход, отмеченный разметкой, а в переходах нерегулируемые пешеходы не должны въезжать на проезжей части без оценки расстояния до встречных транспортных средств и их скорости. На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, не сбавила скорость, несмотря на встречный автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования пункта 4.5 ПДД. Кроме того, суд отметил, что водителю не следует прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28.05.2020 по делу № 12-68/2020). |
![]() |
8. Суд рассмотрел видеозапись и установил, что в момент, когда водитель переходил пешеходный переход, пешеход находился на значительном расстоянии от своей машины. Совершенный маневр не помешал пешеходу, который продолжал движение, не меняя направления и скорости. Доказательств обратного в деле не было, пешехода не допрашивали. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Московского районного суда Казани от 25.05.2020 по делу № 12-282/2020). | ![]() |
9. При просмотре видеозаписи суд установил, что лицо переходило улицу в районе нерегулируемого пешеходного перехода. Он подъехал к проезжей части и был вынужден остановиться, так как водитель приближавшегося к перекрестку автомобиля не дал ему фору в пробке. Суд отметил, что водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу обязан отдавать приоритет пешеходам, переходящим дорогу, включающую в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, то есть и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, а для кого встречная машина создает препятствие. Водитель привлечен к ответственности (Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 25.05.2020 по делу № 12-7/2020). |
![]() |
10. Суд указал, что для привлечения водителя к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ необходимо безусловное подтверждение того, что пешеходу препятствовали и заставили изменить направление движения или скорость. Суд отметил, что ни в решении, ни в материалах дела нет сведений о пешеходе, которому водитель должен был уступить дорогу. Свидетельские показания пешехода также отсутствовали. Только в протоколе об административном правонарушении водитель объяснил, что пешеход не выходил на пешеходный переход. Других доказательств не было. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2020 г). | ![]() |
Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершенного им преступления должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД, такие доказательства должны включать видеозапись и объяснения пешехода.