- Когда нужно переобуваться по закону?
- Что говорит закон?
- А до декабря только летняя резина?
- При какой температуре рекомендуют ставить зимнюю резину?
- Что менять: колеса или шины?
- Какая резина считается зимней по закону?
- Другие требования
- Можно ли сэкономить?
- Когда лучше переходить на зимнюю резину?
- Какую резину лучше ставить на зиму
- Шипованная резина или липучка
- Широкие или узкие шины
- Как хранить колеса?
- Инструкция по самостоятельной замене шин
- Советы по переобувке и эксплуатации
- Схема перестановки колес при переобувке
- Вредно ли ездить на зимней резине по асфальту?
- Есть ли штраф за использование летней резины зимой?
- Какой штраф за разную резину
- За что налагается штраф
- Разная резина на передней и задней оси
- Разная резина на одной оси
- А точно нет штрафа за нарушение Техрегламента?
- Про аннулирование регистрации
- Грозит ли штраф за лысую резину?
- Не придерутся ли летом сотрудники ГИБДД и страховщики?
- Нужен ли знак «Шипы»?
- Правила для разных случаев
- Шипованная и нешипованная
- Зимняя и летняя
- Разных производителей и моделей
- Разных размеров
- С разным рисунком протектора
- С разным износом протектора
- Камерные и бескамерные
- Запасное колесо
- Остальные запреты для шин и колёс
Когда нужно переобуваться по закону?
С начала декабря по конец февраля Технический регламент (п. 5.5 ТР ТС 018/2011) разрешает использование автомобиля только с зимней или всесезонной резиной (а также запрещает шипование с начала июня до конца февраля) конец августа). При этом КоАП РФ не предусматривает ответственности за нарушение Технического регламента. А эти требования еще не включены в ПДД (см. ПДД РФ «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 5.5), а значит штрафа за обувь в сезон нет пока что.
Сроки, установленные для использования шипованных и летних шин, пока носят ориентировочный характер.
Что говорит закон?
И вот что:
5.5… Запрещается эксплуатировать автомобили, не оснащенные зимними шинами, соответствующими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на все колеса автомобиля.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в большую сторону территориальными органами государственной власти государств-членов Таможенного союза.
Это выдержка из Технического регламента. То же самое написано в ПДД. Как видите, ноября нет, а насчет того, когда нужно переходить на зимнюю резину, есть 2 важные тонкости:
- пункт 5.5 регламента ссылается на другой — 5.6.3 в части соблюдения требований к зимним шинам, даже установленных в установленный законодательством срок,
- региональные администрации могут применять свои правила при обмене автомобиля на зимние шины.
По последнему пункту у нас для вас хорошая новость: с 2021 года ни в одном регионе России не изменился общий порядок замены шин, а в целом по стране с первого декабря необходимо использовать зимние шины.
А вот к первому пункту стоит отнестись немного внимательнее: именно здесь нам даны четкие критерии того, что такое зимняя резина по закону в принципе. И давайте узнаем!
А до декабря только летняя резина?
Конечно, нет. Для летних шин требования не распространяются на оставшиеся 9 месяцев. Ездить на зимней резине в летние месяцы: июнь, июль и август просто запрещено, это прописано тем же пунктом 5.5 Технического регламента. Так что в октябре или ноябре, например, можно ездить даже на летней или зимней резине.
При какой температуре рекомендуют ставить зимнюю резину?
Шиномонтажники рекомендуют переобуваться на зиму при постоянной среднесуточной температуре ниже +5…+7⁰С, либо накануне первого гололеда. Некоторые автомобили подскажут, когда пора надевать зимнюю резину: на панели приборов появится индикатор «снежинка», предупреждающий о возможном обледенении дороги.
Изучив историю климата Московской области за последние 5 лет, мы пришли к выводу, что в эти годы оптимальной будет замена шин 20 октября. Например, это первые дни с отрицательными температурами в Москве за последние годы:
- 11.09.2020;
- 29.10.2019;
- 27.10.2018;
- 22.10.2017;
- 24.10.2016.
А вот рекомендуемые сроки смены обуви в разных уголках России. Взгляните на список, вы обязательно найдете свой город или город поблизости. Эти же даты можно взять в качестве ориентира на 2021 год.
Если вы живете в средней полосе России и не хотите рисковать в ожидании наступления настоящей зимы, то переобувайтесь в конце октября или начале ноября.
Что менять: колеса или шины?
«Обменять обувь» на зимнюю резину можно самостоятельно или в шиномонтаже. Но в каждом случае нужно знать некоторые правила подготовки колес к морозному сезону.
Поменять колеса
«Для равномерного износа рекомендуется переставить передние колеса на заднюю ось и наоборот с учетом направленности и асимметрии шин», — говорит Алексей Рузанов. «Всегда полезно отбалансировать колеса перед их установкой на автомобиль».
Также важно соблюдать давление, рекомендованное производителем автомобиля. Соблюдение этой рекомендации позволит сохранить ходовые качества автомобиля и не испортить шины раньше времени.
Выбрать шины по региону
Шипованные шины считаются более безопасными, чем нешипованные. Однако выбор между ними нужно делать с учетом климатических особенностей региона проживания. Нешипованные шины обеспечивают более комфортную и тихую езду, но лучше подходят для тех регионов страны, где зимы мягкие и бесснежные.
Если зимой дороги покрыты ледяной коркой, дворы не успевают убирать снег, а парковки утром напоминают каток, шипы помогут избежать неприятных и опасных происшествий. По сравнению с ними липучки явно уступают по сцеплению с ледяной коркой и намного хуже справляются со снежными следами.
Не используйте всесезонные шины
«Автомобилисты часто используют так называемые всесезонные шины в попытке сэкономить, — говорит Алексей Рузанов, — но большинство экспертов сходятся во мнении, что всесезонных шин не бывает. Это просто маркетинговая стратегия».
По словам эксперта, всесезонные шины бывают зимними, но с жесткой резиновой смесью, или летними, но более мягкими. В результате летом они «ведут себя» хуже летних, а зимой – хуже зимних. Они не обеспечивают ни комфорта, ни безопасности ни на одной из станций.
Не «шпильки»
Устанавливая дополнительные шипы, водители стараются продлить срок службы шин и сделать зимние путешествия более безопасными. Однако, по словам эксперта, такой вариант апгрейда может стать для автовладельца жестокой шуткой.
«Не рекомендую делать дополнительные прихватки», — уточняет Алексей Рузанов. — Во-первых, если вам нужны дополнительные шипы, значит у вас очень старая резина или вы приобрели резину очень низкого качества. Оба критерия указывают на то, что мне пора менять шины: покупать новые».
При ошиповке шип не вставляется на место утерянного или стертого, а устанавливается рядом с ним или в произвольном месте. Из-за этого меняется баланс шин и разболтовка, сделанная производителем на заводе. Изменения также могут привести к непредсказуемым результатам: неконтролируемому заносу на скользкой заснеженной дороге или неэффективному торможению.
Какая резина считается зимней по закону?
Здесь тоже все достаточно просто! Зимняя резина, которую вы меняете с летней на декабрьскую, должна иметь 2 обязательных атрибута, без них она не считается зимней, а значит, вы нарушаете правила регламента:
- отметка в виде горы с 3 вершинами и снежинкой внутри,
- обозначение пишется сочетанием букв М и S.
Вот так выглядит этикетка:
Вот так с ним выглядит настоящая зимняя резина:
И закон не предписывает никакой разницы для зимних шин в зависимости от их типа, будь то шипованная, липучка или всесезонная резина.
Другие требования
Еще одним важным требованием, предъявляемым к зимним шинам, является ограничение их износа. В ПДД приведены конкретные цифры: 4 миллиметра, это допустимая остаточная глубина протектора для зимних шин. Но есть одно исключение: если ваша шина оснащена индикаторами износа, такую резину можно использовать до последнего индикатора.
Также среди требований к любому типу шин:
- отсутствие боковых порезов и щелей, в которых виден кабель (если кабеля не видно, то можно монтировать),
- отсутствие расслоения шин,
- скорость и индекс массы автомобиля должны соответствовать,
- на колесах должны быть все болты или гайки,
- если резина шипованная, то на машине обязательно должна быть шипованная табличка.
Можно ли сэкономить?
Холодный расчет: как не замерзнуть с машиной Нужно ли готовить машину к грядущей зиме и что делать в первую очередь
Если ориентироваться на тесты шин «Авторевю» и «Тестовый мир», то в основном лидируют продукты Michelin, Pirelli, Continental и Nokian. Тем не менее, лидеры должны будут установить надлежащий бюджет.
«Финские зимние шины по-прежнему остаются одними из лучших на рынке. При этом новые модели самые дорогие. К счастью, в линейке Nokian есть шины из второй линейки Nordman, хороший вариант по соотношению цена/качество», — сказал Олег Растегаев. Михаил Горбачев, в свою очередь, советует обратить внимание на шины, произведенные по лицензии известных брендов.
Бояться зимних шин российских заводов не стоит, уверен Богдан Самойличенко, менеджер по продажам шинного центра Schummer.
«Процесс автоматизирован, а оборудование на наших заводах новее и точнее, чем, например, в Польше или Румынии. При этом производимые нами шины уже давно экспортируются», — говорит Самойличенко.
А если купить комплект шин с пробегом? Зимние точно не стоят, считает Михаил Горбачев.
«У них есть формула 4×4×4. То есть глубина протектора должна быть не менее 4 мм. Подержанная шина уже почти стала летней. Следующая цифра означает, что все 4 шины должны быть зимними и одинаковыми. На одну ось нельзя ставить шипованную резину, а на другую фрикционную. Последняя цифра 4 года. Если шине больше 4 лет, она потемнеет. А зимние шины, особенно фрикционные, которые работают благодаря эластичности, из зимних шин превращаются в всесезонные», — отметил эксперт.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Отсутствуют требования ГИБДД относительно таких состояний, как:
- при какой температуре переобуваться
- с какого числа до начала официальной зимы (декабрь) менять резину,
- наличие гололеда на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать автомобиль с зимней резиной в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автомобилистов можно выделить 2 основных этапа перехода в зиму:
- тем, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально сделать, если вы часто ездите по трассе, ваша машина не очень устойчива в поворотах и/или летняя резина уже сильно изношена; также имеет смысл, если на нем есть липучки – после таяния первого снега они не испортятся на чистом асфальте,
- тем, кто переобувается, когда начинается настоящая зима: если вы ездите в основном по городу, у вашей машины полный привод, то этот подход для вас.
Какую резину лучше ставить на зиму
В наше время существует несколько видов зимней резины с разными характеристиками. Существует большое количество любителей различных модификаций резины, предназначенных для зимнего сезона. В первую очередь нужно понять, в чем суть спора, и начать с типов шин, их преимуществ и недостатков.
Шипованная резина или липучка
Липучка. Шины с подобным протектором подходят для городских условий, где нет сильного снегопада и серьезных переездов. Также эти шины рекомендованы для эксплуатации в комфортных условиях вождения. Они отличаются хорошим сцеплением на рыхлых поверхностях, умеренными акустическими эффектами и хорошей плавностью хода. Из недостатков выделяется слабая проходимость по глубокому снегу и по насту.
Шипованная. Модификацию можно использовать для регионов, где зимы действительно снежные и холодные, а также проливные дожди, переменная температура и плохо чистые дороги. Для таких шин не страшны глубокие тупики, лед и укатанные колеи. К недостаткам можно отнести высокий уровень шума, большой вес и возможность потерять часть гвоздей на голом асфальте.
Широкие или узкие шины
Также много споров ходит о том, какой ширины ставить резину на зиму. Отличия обнаруживаются только в форме протектора и форме контактной площадки, в зависимости от чего различаются характеристики колес.
Узкие шины в первую очередь предназначены для зимнего использования и часто используются на скользких и мокрых дорогах. Благодаря вытянутой контактной площадке с длинными продольными кромками эти колеса значительно лучше сцепляются с дорогой и отлично противостоят боковым нагрузкам. Расширенное переднее пятно контакта лучше борется с ними в крутых поворотах и предотвращает проскальзывание и занос автомобиля. Когда идет сильный дождь или снег, узкие колеса словно вгрызаются в асфальт и удерживают машину на прямой.
Широкие шины лучше всего использовать в сухую летнюю погоду. Зимой они хуже. Эти шины подходят для агрессивной езды на высоких скоростях. Широкие шины предотвращают пробуксовку колес при взлете. Они лучше тормозят, так как передняя кромка протектора имеет большую площадь. То есть от ширины покрышки зависит управляемость автомобиля. Его боковины жесткие и низкие, благодаря чему автомобиль сопротивляется качению при боковых перегрузках. Кроме того, широкие колеса подходят для езды с частыми циклами разгона и торможения.
Поэтому какую резину лучше решать каждому автолюбителю лично. У обеих версий есть свои плюсы и минусы, а какая из них самая большая, покажет тип местности и стиль вождения.
Как хранить колеса?
Шины следует хранить в прохладном, темном и сухом месте с вентиляцией, избегая контакта с бензином и маслом.
Собранные колеса лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно снизив до 1 атм. Бездисковым шинам место на полке. Поставьте их вертикально рядом друг с другом.
Правильное хранение поможет вашим шинам оставаться в форме до следующего сезона.
Инструкция по самостоятельной замене шин
Подготовьте колеса, проверив давление и определив место крепления каждого. Для «направленных» шин стрелка рядом с надписью «Rotation» на боковине подскажет, в какую сторону должно поворачиваться колесо при движении вперед. Комплект таких собранных дисковых шин содержит два «правых» колеса и два «левых» колеса. «Ненаправленные» и «асимметричные» готовы занять любую позицию. Правда, последние требуют правильной сборки: их лицевая (внешняя) сторона маркируется словом «Outer». Материалы на тему 8 шипованных шин: испытания на льду
Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности. Выжимаем ручник, включаем первую передачу на «механике» или стояночный режим на автомате. Если возможно, установите противооткатные упоры. Снимите инструмент и ослабьте болты (гайки) на пол-оборота.
Поднимите автомобиль домкратом так, чтобы покрышка была на 1-2 см от дороги, открутите и поменяйте колесо. Затяните болты (гайки) и затяните их надежно, но без фанатизма, не нужно прыгать на «баллончике.
Дополнительную информацию о замене колес см в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Советы по переобувке и эксплуатации
- Заранее проверьте состояние зимних шин. Обратите внимание на защитника. Зимой запрещается использовать шины с глубиной остаточного рисунка менее 4 мм (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ).
Определите возраст шин (последние 4 цифры кода DOT, из которых первая пара указывает номер недели, а вторая — год производства). Со временем резина теряет свои свойства, поэтому зимой лучше не использовать покрышки старше 10 лет.
Если на шинах есть шипы, оцените состояние и количество уцелевших шипов. Потеря некоторых кусочков не страшна. При потере более 10% будет заметно ухудшение сцепления со льдом. «Критическое» значение — 50%: если «бутс» осталось меньше половины, удовлетворительного сцепления со льдом уже не будет. - Не экономьте на безопасности. Согласно Правилам, на одну ось можно ставить только одинаковые шины (размер, модель и т.д.). Также, если вы предпочитаете шипы, то все четыре колеса должны быть шипованы. Штраф за нарушение небольшой (штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ), гораздо страшнее попасть в аварию.
- Вращайте колеса, чтобы добиться равномерного износа шин и продлить срок их службы. Кроме того, шины с одинаковой глубиной протектора более комфортны и безопасны. Особенно в сложных погодных условиях. Например, более изношенные шины более склонны к аквапланированию.
Схема перестановки колес при переобувке
Шины лучше менять при смене обуви. Вот диаграмма для разных автомобилей и типов шин. Шины лучше менять при смене обуви. Вот диаграмма для разных автомобилей и типов шин.
Вредно ли ездить на зимней резине по асфальту?
Износ шипованной и фрикционной зимней резины на асфальте больше, чем на укатанном снегу, но этот аспект не стоит преувеличивать: ведь горожане большую часть зимы ездят по твердым покрытиям, включая выбоины, рельсы и люки колодцев. Поэтому пара недель осенью не критична с точки зрения долговечности резины.
Даже зимой большую часть времени мы ездим по асфальту или комбинации асфальта с укатанным снегом (льдом)
Что не любит зимняя резина обоих типов, так это жаркую погоду. Ногти имеют склонность к перегреву, а это приводит к ослаблению их прилегания и последующему выпадению. Сама фрикционная резина более мягкая и ее механический износ ускоряется на горячем асфальте.
При температуре выше +10…+15 градусов ведите машину осторожнее, избегая высоких скоростей и резких маневров. В противном случае нет смысла бросать до первого снегопада – переобуться можно и с первыми холодами.
Есть ли штраф за использование летней резины зимой?
Пока нет — идея обсуждалась с 2016 года, но до КоАП РФ не дошла. Использование шин не по сезону прямо запрещено техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а в прошлом году МВД предложило внести такие же требования в ПДД. Однако при этом инспектор не имеет права ни запретить эксплуатацию автомобиля на летней резине, ни наказать водителя. Штраф в размере 500 рублей предусмотрен за эксплуатацию автомобиля с неисправностями (ч. 1 ст. 12.5 КоАП), к которым относится, например, недостаточная глубина протектора — для зимних шин это менее 4 миллиметров. Более того.
Зимние шины также хороши для плавания по снегу. Летом в таких условиях сложно тронуться
Пневматический фактор учитывается при дорожно-транспортных происшествиях, однако речь идет о достаточно серьезных происшествиях, для разбора которых назначается автотехническая экспертиза. Если эксперт придет к выводу, что причиной аварии стало использование несезонных шин, водитель может быть признан виновным.
Главным фактором в пользу зимней резины является не закон, а здравый смысл.
Какой штраф за разную резину
Можно ли ездить с разными шинами, чтобы сэкономить или просто не обращать внимания на эту «мелочь?
Пункт 5.5 ПДД РФ предупреждает, что автомобиль будет считаться неисправным, если:
На одну ось устанавливаются шины различных типоразмеров, конструкций (радиальные, диагональные, камерные, бескамерные), моделей, с разным рисунком протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с глубоким рисунком протектора автомобиля Автомобиль оснащен шипованной и нешипованной резиной.
Ось транспортного средства – это стержень или ось, на которой крепятся колеса и с помощью которой (или относительно которой) колеса вращаются. Например, передние колеса автомобиля расположены на его передней оси, задние — на задней.
Другими словами, автомобиль с разной резиной на осях – бракованный автомобиль.
Поэтому за разные шины будет выписываться штраф в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»
- Штраф за разную резину на осях 500 руб.
- Закон предусматривает смягчение наказания и вынесение предупреждения владельцу автомобиля вместо штрафа за разные покрышки.
- Закон не предусматривает отягчающего обстоятельства «повторное правонарушение», штраф всегда будет одинаковым, но если с первого раза можно отделаться предупреждением, то второго шанса уже не будет.
За что налагается штраф
Согласно ПДД, автомобиль будет считаться неисправным, если на одну ось одновременно будут установлены колеса с шинами:
- другой размер
- разное устройство (камера с бескамеркой, радиальная с диагональю)
- новые и отремонтированные (с «приваренным» верхним слоем)
- с другим рисунком протектора
- с разной высотой рисунка
- «зима и лето»
- шипованные и не шипованные
За управление таким транспортным средством будет выписан штраф за разные колеса на осях.
Разная резина на передней и задней оси
По закону не запрещено ставить разные шины на разные оси.
Но с точки зрения безопасности это может омрачать тот факт, что:
- с разным рисунком протектора на одноколесном (переднеприводном или заднеприводном) автомобиле передние колеса будут слетать, а задние – буксовать (например, на мокрой дороге)
- на полноприводном автомобиле управляемость будет ухудшаться, если рисунок протектора колес разный, вне зависимости от того, какая ось и как они установлены попарно.
Разная резина на одной оси
Установка разных шин на одну ось будет означать, что водитель нарушил требования пункта 5.5 ПДД РФ и подверг опасности себя и окружающих — нарушил «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».
Согласно КоАП РФ штраф за разные шины составляет 500 рублей (но может быть вынесено только предупреждение).
А точно нет штрафа за нарушение Техрегламента?
Есть, но только в случае окрашивания.
В свою очередь, чтобы конкретно санкционировать данный нормативный акт, на него должна быть ссылка в соответствующей норме Кодекса об административных правонарушениях. А КоАП ссылается только в одной своей норме, части 3.1 той же статьи 12.5, на недостаточную светопроницаемость стекол.
Но ответственности за требования к колесам и шинам в 2021 году нет, если эти требования указаны только в регламенте, а не в Перечне правонарушений.
Вам также будет интересно:
- Можно ли устанавливать вкладки и ДХО на фары по ПДД и какой за это штраф?
- Можно ли установить люстру на крышу автомобиля и узаконить это? Какой штраф?
- Можно ли установить и ездить с подсветкой днища и что за штраф?
Про аннулирование регистрации
Между тем среди инспекторов существует практика прекращения государственной регистрации автомобиля в случае несоответствия его конструкции требованиям того же регламента. А это, согласитесь, намного хуже, чем тот же штраф от ГИБДД, если бы он был.
В целом такая практика весьма спорна по своей законности, а вкупе с требованием окрашивания ее законность буквально «притянута за уши».
Снятие с учета не всегда осуществляется в полном соответствии с буквой закона. Водитель может обнаружить, что регистрация его автомобиля была аннулирована спустя долгое время после аннулирования.
Следовательно, когда инспектор остановит автомобиль, он обыщет его и снимет свидетельство о регистрации транспортного средства. Кроме того, за езду на незарегистрированном автомобиле выпишут штраф от 500 до 800 рублей. За такое повторное нарушение уже светят 5000 рублей или лишение прав.
Поэтому после первой остановки лучше быстро оплатить льготный штраф и переоформить машину, не загоняя ее на регистрацию.
Дело в том, что долгое время существовал Приказ №1001, пункт 51 которого, по сути, говорил о том, что если вы внесли изменения в конструкцию автомобиля без разрешения ГИБДД, то по инициативе ГИБДД полиция, ваша запись может быть остановлена. Однако срок действия этого документа давно истек.
Вместо него был введен другой приказ № 399, но и он был отменен. А в 2021 году вступает в силу Федеральный закон о регистрации транспортных средств, вместе с Постановлением Правительства №1764. Первый о регистрации говорит о конструкции 2 вещи:
- в подпункте 6 пункта 1 статьи 18 указано, что регистрация автомобиля аннулируется при наличии обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 20 того же закона,
- а статья 20 говорит только о том, что если реальная конструкция не соответствует указанной в регистрационных документах, то машина регистрации не подлежит.
Однако в регистрационных документах (техпаспорте автомобиля) указаны рама, шасси, кузов и двигатель. И речь не о других компонентах автомобиля. Однако сотрудники ГИБДД могут не учесть, например, неподходящий тип лампы для маркировки фар. Что уж говорить об изменениях в дизайне колес!
То, что колеса, шины, болты и гайки дисков и даже колпаки и ниппели являются комплектующими, следует из самого определения в разделе 2 Технического регламента. Другими словами, комплектующие – это все комплектующие автомобиля, которые устанавливаются на заводе, а также запасные части. Поэтому их замена на другие, в том числе установка резины другой размерности, дисков большего диаметра и просто нестандартных колес, представляет собой изменение конструкции.
Однако пункт 77 регламента буквально указывает на 2 важные вещи:
- если комплектующая предназначена для вашего автомобиля (марка, модель и модификация) и прошла контроль соответствия, что отражено в соответствующих документах, то такие изменения регистрировать не нужно,
- также не нужно ничего делать, если производитель в документации (эксплуатационной книжке) предусмотрел замену этих компонентов.
В остальных случаях действительно необходимо внести официальные изменения в конструкцию машины. А это довольно долго и дорого.
Поэтому все, о чем мы будем говорить ниже по поводу замены колес или шин на другие, на самом деле относится к изменению конструкции. И, хотя это не совсем законно, регистрацию на этом основании могут аннулировать. Эти изменения включают в себя:
- если поставить нестандартные диски (и шины и диски) не по размеру,
- если установлены шины нестандартного размера,
- следовательно, разные шины на одной и той же оси, но разные спереди и сзади, также являются правонарушением,
- замена болтов или гаек на другие (в том числе при установке легкосплавных дисков, например),
- а так же любой другой случай установки дисков, шин или других не родных комплектующих.
А теперь рассмотрим по порядку, как нельзя и как можно ездить относительно колес, будет ли за это штраф и какой.
Грозит ли штраф за лысую резину?
Да. И это только в том случае, когда Основные положения прямо запрещают езду на изношенных шинах, а КоАП РФ в своей статье 12.5 ссылается только на это приложение к ПДД.
Однако у лысой резины есть свои четко определенные критерии. То есть по закону в 2021 году не может быть, чтобы инспектор просто указал, что шина слишком изношена, и выписал штраф.
Так, раздел 5.1 Перечня неисправностей определяет следующие критерии.
- Резина считается лысой и налагается штраф, если глубина протектора составляет 1,6 мм для летней шины для легковых, грузовых автомобилей до 3,5 тонн и прицепов также до 3,5 тонн.
- 0,8 мм — для мотоциклов (в том числе трехколесных).
- 1 мм — для всех грузовиков свыше 3,5 тонн и их прицепов.
- 2 мм — для всех автобусов вне зависимости от веса.
Обратите внимание, что перечисленные выше требования относятся только к летним и всесезонным шинам (например, грузовые автомобили и большинство автобусов почти всегда используют всесезонные шины).
К зимним шинам требования гораздо строже: остаточная глубина не менее 4 миллиметров. А это для зимней резины с одной из этих маркировок:
А вот примеры того, как выглядят зимние шины с заданным критерием износа 4 миллиметра для легковых автомобилей:
Поэтому, если ваша резина не соответствует заданным параметрам износа, она считается лысой. При этом при наличии у сотрудника ГИБДД правила он может быть законно оштрафован за изношенные колеса в размере 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Кроме того, даже если ваши шины соответствуют приведенным выше номерам, лысая шина может иметь повреждения и/или расслоение, что также может помешать вашей эксплуатации. Поэтому читаем ниже другие нарушения.
Не придерутся ли летом сотрудники ГИБДД и страховщики?
Придраться к зимней резине можно в единственном случае летом – если у вас шипованная резина (достаточно одного гвоздя). С зимней и летней глубиной протектора тоже не должно быть проблем. Согласно тексту Технического регламента, операция невозможна, когда «остаточная глубина протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледенелых или заснеженных дорожных покрытиях, обозначена знаком в виде горной вершины с тремя шипами и снежинки внутри, а также маркированные знаками «M+S», «M&S», «MS» (при отсутствии индикаторов износа), при эксплуатации на указанном покрытии не более 4мм Ключевой момент — «на указанной поверхности»: летом, шины можно использовать до летнего маркера или остаточной высоты протектора 1,6 мм. Что касается шипованных шин, то шины, потерявшие шипы, больше не являются шипованными дисками. Как говорится, пассатижи вам в помощь!
Нужен ли знак «Шипы»?
Нет, в 2018 году его убрали из ПДД, а вместе с ним исчезла и обязанность его игнорировать.
Правила для разных случаев
Могу ли я путешествовать с другими шинами?
Спойлеры — нет.
Шипованная и нешипованная
По закону шипованная и нешипованная резина не может быть поставлена на одну ось одновременно, но весь автомобиль должен иметь только один тип резины.
Почему?
Дорожная устойчивость шипованной и нешипованной резины существенно различается – занос неизбежен.
Зимняя и летняя
Шины для разных сезонов («морозостойкие и неморозостойкие» — ПДД) также обеспечивают разное сцепление с дорогой, но в отличие от (без) шипованных шин их можно устанавливать одновременно, но всегда попарно на оси спереди и сзади автомобиля машина..
Запрет на использование многосезонных шин на одной оси распространяется не только на зимние и летние, но и на всесезонные шины.
Когда речь идет о зимней резине, мы имеем в виду липучки, а не шипованные шины. Шипованную резину ни в коем случае нельзя комбинировать с другими!
Если водитель решает использовать летнюю и зимнюю резину одновременно, автомобиль должен быть оснащен летней резиной на передней оси и зимней резиной на задней.
Почему?
С небольшим сцеплением (например, в дождь) легче выровнять занос с гарнитурой.
Технический регламент по безопасности колесных транспортных средств в этом вопросе более категоричен и в своем пункте 5.5 требует резину одинаковой сезонности на всех колесах.
Но приоритетом для водителей являются Правила дорожного движения РФ и за разную резину на колесах, руководствуясь ими, будет выписываться штраф.
Разных производителей и моделей
Здесь все просто, вернее, сложно. Сложно в разных модельных рядах, а тем более у разных производителей подобрать покрышки с одинаковым сцеплением.
Поэтому в ПДД отдельно прописан запрет ставить на одну ось шины разных моделей, а значит, разных производителей.
Почему?
Даже новые шины разных моделей имеют разное сцепление, поэтому использование разных шин на одной оси запрещено.
Разных размеров
На разные оси можно поставить колеса разного размера, но на практике это используется только производителями шоу-каров.
Почему?
Очевидно, что перекошенный автомобиль будет плохо управляться.
С разным рисунком протектора
Запрет был продиктован теми же аргументами, что и для разных производителей и моделей.
На него можно поставить одну ось, но если поставить разные, то это означает «езда на разных шинах на разных колесах».
Почему?
Другой рисунок автоматически обеспечивает другое сцепление и поведение при аквапланировании.
С разным износом протектора
Почему?
«Лысые» шины явно более «скользкие», чем новые.
Остаточная глубина протектора должна быть не менее 4 мм для зимних шин и 1,6 мм для летних шин.
Камерные и бескамерные
Разрешается ставить бескамерные шины на одну ось, а бескамерные шины на другую, причем не важно, какая это ось, задняя или передняя. Здесь допускается использование разных шин на осях в любом порядке.
Но нельзя ставить разные колеса на одну ось.
Почему?
- Разный вес камерных и бескамерных шин заставит машину катиться.
- Разная чувствительность к перегреву — разный риск поломки камеры — вероятность того, что машина перевернется в дороге.
Запасное колесо
Что делать, если вам нужно использовать «запасной»? Они все равно выпишут талон на разные шины? Можно ли ездить с другими шинами, если вы едете с запасным колесом?
- Вы можете взять с собой колесо с любым типом резины; Пока он не установлен в автомобиле, это не нарушение ПДД.
- Если вам удастся убедить инспектора ГИБДД, что вы идете в шиномонтаж (и показать ему спущенную шину с «правильной» резиной), то, скорее всего, он ограничится предупреждением.
- Идеальное решение – включить сигнализацию и ехать на СТО со скоростью 50 км/ч.
Остальные запреты для шин и колёс
По правилам дорожного движения также нельзя:
- Ездить с поврежденной шиной (если виден корд или оторвался протектор).
- Размер шин и грузоподъемность не соответствуют конструкции автомобиля.
- Диски имеют сколы или отсутствуют крепления.
В настоящее время нет штрафа за отсутствие зимней резины, но есть дополнительные указания по замене летней резины на зимнюю (с сентября по ноябрь, в зависимости от погодных условий). В 2019 году за использование летних или всесезонных шин в зимние месяцы штраф не взимается
Но есть штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Этот штраф может быть наложен на водителя, использующего зимние шины (с маркировкой M+S и т.п.), которые имеют глубину протектора менее 4 мм в наиболее изношенном месте. Отметим, что штраф налагается только при движении автомобиля по обледенелому или заснеженному дорожному покрытию.