- Понятие обгона и опережения в ПДД
- Чем отличается выполнение маневров
- Как и где разрешается опережение
- Когда следует воздерживаться от обгона
- Основные правила опережения и обгона
- Основные правила маневра обгон
- Обгон на перекрестке
- Обгон на пешеходном переходе
- Обгон на железнодорожном переезде
- Обгон на мосту
- Обгон на опасном повороте
- Обгон на четырехполосной дороге
- Основные правила маневра опережение
- Дорожные знаки, запрещающие обгон
- С какой стороны обгонять транспортное средство
- Штрафные санкции и лишение прав
- Вопросы читателей
- Определение препятствия
- Что не является препятствием
- Непреодолимое препятствие
- Можно ли объехать
- Через сплошную по встречной полосе
- По обочине
- Можно ли объехать остановившийся автобус или троллейбус?
- Про объезд тихохода
- Что лучше: объехать по обочине или по встречной полосе?
- Правила объезда
- Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
- Порядок действий при наезде на неподвижный объект
- Создание помехи: препятствие или нет?
- Что делать по ПДД при наезде на преграду
- Что значит создать помеху движению другим ТС
- Если остановил инспектор ГИБДД
- Административная ответственность
- Тонкость с отсутствием виновности
- Если вменяют нарушение, что писать в протоколе
Понятие обгона и опережения в ПДД
Чтобы понять разницу между часто встречающимися в правовых нормах и в реальной жизни понятиями, такими как «лид» и «вести», достаточно внимательно прочитать их определения, прописанные в п.п. 1.2 и 11 ПДД.
Поэтому под обгоном понимается маневр, состоящий из выезда с встречной полосы с последующим возвратом на свою полосу, что необходимо для объезда препятствия или транспортного средства, движущегося с более умеренной скоростью.
В данном случае речь идет о движении на участке, на котором предполагается не более одной полосы в каждую сторону.
Что касается обгона, то он предполагает выезд на другую полосу движения в том же направлении, кроме того, в этом случае допускается обгон нескольких транспортных средств, так как риски для движения встречного движения отсутствуют. Но данный вид маневра можно осуществлять только на тех участках дороги, где запланировано не менее двух полос движения в одну сторону, иначе это будет обгон.
Чем отличается выполнение маневров
Вроде бы все понятно: на дороге несколько полос, можно обгонять, нет, можно обгонять. Но это было не так, ведь в обоих случаях нужно ориентироваться не только на конфигурацию и дорожную разметку.
Как и где разрешается опережение
Так как опережение не предполагает прохода на встречную полосу, то и запретов на его выполнение гораздо меньше. И именно этим маневр отличается от обгона, имея следующие серьезные отличия:
- В отличие от обгона, опережение можно производить с любой стороны препятствия (как справа, так и слева).
- Совершение обгона подразумевает возвращение на свою полосу, так как слишком долгое движение в встречном направлении чревато серьезными последствиями, вплоть до лобового столкновения. А вот с передним все обстоит ровно наоборот, и при желании водитель не может покинуть занятую им полосу до тех пор, пока в этом нет необходимости (перестроиться на остановку или поворот и т.п.).
Единственным исключением является движение по шоссе, поскольку в этом случае водитель должен двигаться по крайней левой полосе только в том случае, если он собирается ехать быстрее общего потока.Во всех остальных случаях рекомендуется оставаться в правой полосе, даже если дорога пуста, не занимая без необходимости левую полосу.
- Во время маневра можно превысить ограничение скорости, но только до его завершения.
- Есть только несколько вещей, которые нельзя делать на опережение. Среди них сплошная разметка на участке, применяемая в тоннелях и для выделения отдельных полос движения, пешеходных переходов, перед которыми другие транспортные средства останавливаются для пропуска пешеходов, а также на аварийных участках (п. 14.2 ПДД).
Следует отметить, что ограничений при обгоне гораздо больше, так как этот маневр считается более опасным. Именно поэтому никаких санкций и штрафов за обгон не предусмотрено, за исключением, конечно, того, что действие водителя повлекло за собой серьезные последствия.
Когда следует воздерживаться от обгона
Практика показывает, что обогнать намного проще, чем перегнать. Этот момент учтен в п. 11.2 ПДД, где зафиксированы все случаи, при которых запрещается выполнять последний маневр. Из их:
- Идущее сзади транспортное средство уже начало выполнять аналогичный маневр.
- Идущий впереди автомобиль выехал на встречную полосу для обгона.
- Нет возможности вернуться на свою полосу.
- Отдельные участки: железнодорожные переезды, если они находятся на расстоянии менее 100 м, регулируемые и пешеходные зоны, перекрестки, путепроводы, туннели, пандусы, крутые повороты, мосты и путепроводы, а также участки под ними.
Все эти ситуации чреваты лобовыми столкновениями, поэтому отказываться от маневрирования следует не столько из страха быть оштрафованным, сколько из соображений собственной безопасности. Именно поэтому категорически не рекомендуется совершать обгон на подъеме, в плохую погоду, а также в условиях плохой видимости.
Основные правила опережения и обгона
Выяснив, где и когда можно выполнять рассматриваемые маневры, следует также ознакомиться с инструкцией по их выполнению:
- В первую очередь необходимо оценить дорожную ситуацию, убедившись, что есть определенное время для маневра и занятия собственной полосы, не мешая встречным транспортным средствам. Кроме того, вы должны убедиться, что транспортные средства впереди и сзади не собираются выполнять аналогичный маневр.
- Каждое действие на дороге должно быть обозначено соответствующими знаками, поэтому для перестроения при обгоне необходимо включать левый поворотник. Вы также должны включить сигнал поворота, прежде чем вернуться на свою полосу движения, однако в этом случае вы должны использовать правильный сигнал.
- Еще одним важным моментом является скорость обгона, который нужно делать как можно быстрее. Если в процессе водитель вдруг понимает, что не успевает завершить маневр, он должен немедленно снизить скорость, чтобы вернуться в исходное положение.
Важно помнить, что только выполнение вышеописанной процедуры делает маневр законным, и в этом случае у водителя гораздо больше шансов доказать свою правоту.
Если говорить о рывке, то он осуществляется практически так же, за исключением необходимости вернуться на свой ряд.
То есть в этом случае вам также нужно будет убедиться, что никто из водителей впереди и сзади не собирается совершать подобные действия, включать правый или левый поворотник, в зависимости от того, какую полосу нужно занять для обгона, и выполнить задуманное действие.
То есть в этом случае вам также нужно будет убедиться, что никто из водителей впереди и сзади не собирается совершать подобные действия, включать правый или левый поворотник, в зависимости от того, какую полосу нужно занять для обгона, и выполнить задуманное действие.
Другое дело реконструкция в пробках, которая обычно проводится по обоюдному согласию: один водитель показывает поворот, а тот, что за ним, либо пропускает, либо не пропускает и продолжает движение.
Основные правила маневра обгон
Как уже было сказано, обгоняя автомобилиста, всегда двигайтесь какое-то время «против течения». При этом маневр может быть как разрешен, так и запрещен. Чтобы понять, разрешают ли ПДД проезд в данном конкретном месте или нет, водители должны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).
Что касается самого обгона, то алгоритм его выполнения достаточно прост. Для начала обгона транспортного средства в ситуации, когда правила дорожного движения не запрещают выезд на встречную полосу, водитель должен предварительно убедиться, что:
- расстояние до встречных автомобилей на встречной полосе, ваша скорость и скорость собственного автомобиля позволят безопасно обгонять попутное транспортное средство и перестраиваться на свою сторону дороги, не мешая обгоняющим транспортным средствам;
- проезжающий автомобиль не обгоняет другое транспортное средство, не объезжает препятствие или хотя бы не включает левый поворотник;
- идущее за ним транспортное средство не начало обгон;
- совершив маневр, автомобилист успеет перестроиться через мигающую линию разметки до того, как она превратится (и такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что пунктирная линия вскоре станет сплошной, является увеличение длины отрезков разметки, начиная за 100 метров до сплошного.
Если у водителя есть малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или движение по встречной полосе здесь запрещено, то ему следует вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации лучше отложить обгон. Вместо этого нужно дождаться момента, когда разметка и знаки четко разрешат движение «против течения», и только после этого осуществлять маневр.
Если все вышеперечисленные условия соблюдены, водитель может совершить обгон. При этом также нужно помнить о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.
Если владелец транспортного средства подозревает, что по какой-то технической причине его автомобиль, находясь на встречной полосе, может его разочаровать (например, самостоятельно замедлит ход или остановится в движении), то от обгона лучше воздержаться. Также не рекомендуется совершать обгон в сильный дождь, гололед, в туман и на неровном дорожном покрытии, так как на высоких скоростях даже малейшая яма, выбоина, лужа или лед на асфальте могут сбросить автомобиль в кювет. Поэтому обгона в неизвестном месте на большой скорости быть не должно.
Обгон на перекрестке
Обгон запрещен на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если ваш автомобиль едет не по главной дороге.
Рассмотрим единственную ситуацию, при которой разрешен обгон на перекрестке:
1. Перекресток не должен регулироваться;
2. Знак 2.1 без дополнительных знаков или знаки 2.3.1 — 2.3.7 должны быть установлены перед перекрестком:
Эти главные дороги не должны менять направление на перекрестке. Однако следует учитывать, что другие условия могут препятствовать обгону на перекрестке, например, главная дорога может иметь 4 и более полос движения. В этом случае правила запрещают обгон (выезд на встречную полосу).
Отмечу, что теоретически можно попытаться совершить обгон на главной дороге, даже если на перекрестке дорога меняет направление. Однако следует помнить, что обгоны запрещены в местах с ограниченной видимостью.
На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос движения.
Обгон на пешеходном переходе
Обгон на пешеходном переходе запрещен во всех случаях (по состоянию на 29 ноября 2014 г).
Обгон на железнодорожном переезде
Подробно об обгоне на железнодорожном переезде рассказано в отдельной статье:
Объезд и обгон перед железнодорожным переездом
Обгон на мосту
Обгон на мосту, эстакаде или эстакаде в 2022 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается пространства под этими конструкциями, а также тоннелей.
Учтите, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что их совершенно невозможно увидеть издалека. Также, если мост находится в черте населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е идентификация моста становится крайне затруднительной. Однако, несмотря на трудности для водителей, правила дорожного движения запрещают обгон на таком мосту.
Это еще раз подчеркивает тот факт, что обгоны нужно осуществлять очень осторожно, с учетом всех особенностей текущей дорожной ситуации.
Обгон на опасном повороте
Обгон в конце подъема, в опасном повороте, а также в других местах с ограниченной видимостью запрещен.
Для определения наличия крутого подъема или опасного поворота на дороге необходимо пользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:
Важно отметить, что обгон запрещен в нижней части любого подъема (т.е подъем не может быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.
Понятие ограниченной видимости дано в пункте 1.2 правил:
«Ограниченная видимость»: видимость водителем дороги по направлению движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, зданиями, сооружениями или другими объектами, в том числе транспортными средствами.
Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является очень сложной задачей, поскольку это определение весьма расплывчато. Поэтому, если у вас есть малейшее подозрение, что видимость на дороге ограничена, рекомендую отказаться от маневра.
Обгон на четырехполосной дороге
Пункт 9.2 ПДД:
9.2. На дорогах с двусторонним движением с четырьмя и более полосами обгон или выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, запрещен. На таких дорогах разрешены повороты налево или развороты на перекрестках и в других местах, не запрещенных Правилами, знаками и (или) разметкой.
Обгон запрещен на двухполосных, четырехполосных трассах во всех случаях, даже при отсутствии дорожной разметки.
Основные правила маневра опережение
Учитывая, что опережение всегда осуществляется через полосу обгона, и после его завершения водителю не нужно возвращаться на ранее занятую, алгоритм выполнения маневра намного проще, чем алгоритм обгона. Чтобы безопасно кого-то обогнать, человеку за рулем машины достаточно убедиться, что:
- транспортное средство впереди вас не подало сигнал о смене полосы движения, по которой вы планируете обгонять это транспортное средство;
- если маневр осуществляется с перепозиционированием на соседнюю полосу, необходимо также убедиться, что она свободна для него, и к водителю сзади не приближается никакое другое транспортное средство;
- попав в определенную полосу и проследовав через нее, автомобилист сможет при необходимости перестроиться в ту полосу, с которой ему будет разрешен поворот направо (налево).
Если водитель, собирающийся совершить обгон, обнаружит, что из-за интенсивного движения впереди он не сможет перестроиться в нужную ему полосу после совершения маневра, то лучше не обгонять транспортное средство!
В отличие от обгона, допускается обгон автомобилей как слева, так и справа, если там есть свободные полосы движения. Это можно сделать практически везде, где позволяет ширина дороги: на перекрестках, в туннелях, у подножия холмов и т д. Исключения:
- Двигайтесь по правой стороне транзитной полосы, велосипедных дорожек, обочины и тротуара.
- Кроме того, водители должны быть очень осторожны при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Даже если человек, управляющий транспортным средством, не видит никого на перекрестке, но замечает, что соседние автомобили начали притормаживать по мере приближения к последнему, ему следует воздержаться от их обгона. Также по пункту 14.2 ПДД нужно снизить скорость или полностью остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешехода.
Дорожные знаки, запрещающие обгон
Сегодня нет знаков, которые могли бы запретить движение вперед, чего нельзя сказать об обгонах. Итак, ПДД содержат как минимум три знака, наличие которых на обочине или на ней свидетельствует о том, что в этом месте нужно двигаться исключительно по своей полосе.
к ним относятся:
- «Запрет на обгон» (3.20), который накладывает запрет на все виды транспорта без исключения;
- «Запрещен обгон грузовиков» (3.22), который распространяется только на грузовики массой более 3,5 тонн;
- «Автомагистраль» (5.1), где действует повышенный скоростной режим.
Не забывайте и о дорожных знаках, которые снимают подобные запреты.
Среди них: 3.21, разрешающая обгон всех без исключения легковых автомобилей, 3.23 – грузовиков и 3.31, снимающая все ранее наложенные запреты, в том числе на выполнение рассматриваемого маневра.
С какой стороны обгонять транспортное средство
Так как обгон возможен только на участке, где для каждого движения выделена только одна полоса, то и другие автомобили приходится обгонять слева, так как справа есть только одна обочина, что, как известно, запрещено.
С форвардом дело обстоит еще проще, потому что многополосное полотно позволяет перестраиваться в любом ряду, независимо от того, слева он или справа.
Исключение составляют полосы, разделенные сплошной белой или желтой разметкой, а также занимающие крайнее левое или правое положение на проезжей части, когда еще можно перестроиться и двигаться только в одном направлении.
Штрафные санкции и лишение прав
Стоит отметить, что сегодня в теории наказания за неправильную технику обгона не предусмотрено, поэтому водитель сможет получить его только в том случае, если его действия приведут к серьезным последствиям. При этом нарушитель может быть привлечен как к административной ответственности (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), так и к уголовной ответственности, регулируемой иными правовыми нормами, установленными в УК РФ.
Что касается санкций, предусмотренных Административным кодексом, то в случае неправильного обгона, повлекшего за собой ДТП, могут быть применены:
- Непредоставление приоритета транспортным средствам, имеющим такую льготу, в соответствии с знаками и разметкой, действующими на данном участке, влечет наложение штрафа в размере 1 тыс рублей (статья 12.13).
- Обгон в запрещенном месте может обойтись правонарушителю в 5 тысяч (статья 12.15).
- Несоблюдение указаний, продиктованных знаками и разметкой, может повлечь за собой штраф в размере 500 рублей. (Статья 12.16).
Кроме того, водитель, нарушивший статьи 12.15 и 12.17, может запросто лишиться прав на срок 6-12 месяцев, хотя это не самое страшное, ведь нет ничего важнее жизни и здоровья. Поэтому никогда не стоит рисковать, если вы не до конца уверены в собственных действиях.
Вопросы читателей
Большинство водителей четко различают обгон и обгон, но некоторые их путают. В результате на дорогах часто возникают ситуации, когда автомобилисты мешают реконструкции и движению других по соседним полосам, что приводит к ненужным авариям. Во избежание такой путаницы водителям можно посоветовать перечитать ПДД или почитать вопросы и ответы пользователей автомобильных форумов, где последние обсуждают различные нюансы этих маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:
Я езжу на машине год. Когда я ехал с подругой на ее машине, я заметил, как она несколько раз обгоняла машины на одном и том же перекрестке, а один раз возле него стояли сотрудники ГАИ, так они ее даже не остановили. Я ему говорю, что на самом деле обгон на перекрестке запрещен, обгон разрешен только на полосе обгона. А она отвечает: светофора нет, у нас главный, идем прямо, можно обгонять. Так вот на днях я тоже проезжал на перекрестке со знаком «Главная дорога». Только главный там плавно повернул налево, ну я его обогнал, повернув налево, а меня остановила ГАИ и выдала штраф. Почему?
Ответ: Ваш друг прав, что на перекрестке без светофора можно совершить обгон на основной двухполосной трассе, но только если не поворачивать и на ней нет сплошной разметки. Если на перекрестке вы меняете направление и обгоняете, оставаясь в нем, то вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что согласно п. 11.4 ПДД является правонарушением. Так что вас правильно оштрафовали.
Я учусь в автошколе и мой двоюродный брат постоянно пугает меня разными страшилками. Один из них связан с полицейскими машинами. Например, есть негласное правило: нельзя их обгонять и даже обгонять на дороге, за это могут оштрафовать. Я проверил все правила дорожного движения, но такого правила нигде не нашел. Что мне сказать моему брату?
Ответ: Конечно, вы можете обогнать машину ГИБДД; если вы выполняете маневр по всем правилам, то вас за это не могут наказать. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой стоят машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками. Также водителя могут оштрафовать, если он попытается объехать какое-либо транспортное средство (в том числе полицейскую машину) по соседней полосе обгона, а до этого перестроится через одну сплошную линию. Однако в последнем случае вы будете оштрафованы на 500 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 12.16 КоАП, но не из-за самого поводка, а из-за запрещенной реконструкции перед ним.
Да еще в автошколах будущим водителям объясняют разницу между обгоном и обгоном. Однако если к первому маневру у большинства автомобилистов в реальной жизни вопросов не возникает, то второй многих смущает. Некоторые даже называют правосторонний обгон «обгоном справа», не понимая, что такого определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрет на движение по бокам, неправильное движение в обратном направлении и т д., приводящие к нелепым авариям. Поэтому всем водителям (даже опытным) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не быть оштрафованным за собственную глупость и не подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей.
Определение препятствия
В ПДД препятствием является транспортное средство (как поврежденное в результате ДТП, так и неисправное), участок дороги с выраженными дефектами и другие посторонние предметы, наличие которых на проезжей части не позволяет водителю продолжить движение двигаться в том направлении, в котором он или она намеревались. Это понятие несколько расплывчато. В связи с этим не все водители четко понимают, что является препятствием на дороге согласно ПДД, а что нет.
Примеры:
- Транспортное средство. Человек, управляющий автомобилем, может совершить экстренную остановку в связи с возникновением какой-либо технической неисправности.
- Дефект холста. Самый яркий пример — глубокие ямы на дорогах.
- Дерево, упавшее на дорогу и не позволяющее машинам проехать в правильном направлении.
- Примером могут служить трупы животных, сбитые другими водителями.
- Фехтование. Подобные конструкции устанавливаются при ремонте дорог. Часто препятствием становится специальный транспорт, не обозначенный соответствующими знаками и световыми сигналами (в вечернее или ночное время). В период ремонта дороги на проезжей части иногда можно увидеть строительные материалы. При отсутствии соответствующих знаков они также считаются препятствием.
Нормативными документами являются Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях.
Некоторых водителей интересует, какие препятствия мы преодолеваем, а какие объезжаем. Однако этот вопрос неправильный. Важно помнить, что согласно ПДД препятствием является неподвижный объект. Его можно только игнорировать. Но сделать это нужно так, чтобы не было совершено серьезного нарушения.
Что не является препятствием
Согласно ПДД, к этой категории не относится пробка, а также любое транспортное средство, остановившееся на полосе в соответствии с разделом 12 правил. Например, если 2 мотоцикла без бокового прицепа припаркованы у края дороги в два ряда, это не является нарушением ПДД. Они не являются препятствием, хотя и затрудняют передвижение по полосе.
Иная ситуация с транспортным средством, которое не было остановлено в соответствии с действующими правилами. В этом случае автомобиль считается препятствием. Примером может служить транспортное средство, которое остановилось так, что между ним и сплошной линией разметки осталось менее 3 метров.
Непреодолимое препятствие
Непосредственно в РАС такого понятия нет. Однако именно это можно считать ухабом на дороге. Но при этом объехать его ни справа, ни слева (то есть ни на встречной полосе движения, ни на обочине) нельзя. В таких ситуациях водитель может продолжить движение в нужном направлении только после того, как объект, выступающий в роли непроходимого препятствия, сместится с проезжей части.
Есть и другая версия развития событий. По правилам дорожного движения объехать препятствие нельзя. Водитель может сделать разворот и построить запасной маршрут, но только в том случае, если этот маневр не запрещен знаками или разметкой.
Можно ли объехать
Препятствия можно преодолевать, если они не запрещены Правилами, знаками или разметкой транспортных средств.
В некоторых случаях автомобилист не сможет объехать препятствие, нарушив требования знаков, разметки или Правил. В таком случае рекомендуется выбирать «из двух зол меньшее», то есть правонарушение с наименьшим ожидаемым наказанием.
Если есть возможность устранить препятствие самостоятельно или с помощью третьих лиц, необходимо сделать это таким образом, чтобы не нарушать Правила и не подвергать опасности других участников дорожного движения.
Через сплошную по встречной полосе
Сплошная разметка может быть:
- одиночный (1.1.);
- или двойной (1.3.).
Согласно Правилам, строго запрещается пересекать одиночные и сплошные линии. При этом штрафы за пересечение будут зависеть от того, действительно ли водитель объехал препятствие.
Так, согласно гл. 3 ст. 12.15 КоАП, выезд на «встречную полосу» сплошной дороги с объездом какого-либо препятствия влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
Состав данного правонарушения формируется только в том случае, если выезд на «встречную полосу» был связан именно с объездом препятствия, то есть упавшего дерева, разбитого или поврежденного транспортного средства, дорожного ограждения, мертвого животного и т.п.
Если автомобилист циркулирует через сплошную пробку или транспортное средство, остановившееся на обочине в соответствии с Регламентом, но которое из-за своих размеров также заняло часть полосы движения, санкции будут гораздо более жесткими, как за обгон. — по части 4 ст. 12.15. Кодекс об административных правонарушениях.
При объезде «пробки» или остановившегося в соответствии с Правилами транспортного средства водителю угрожают:
- или штраф в размере 5000 рублей;
- или аннулирование ВУ на срок от 4 до 6 месяцев.
В случае рецидива по данному правонарушению штрафа не будет, только лишение прав сроком на 12 месяцев.
По обочине
На основании пункта 9.9 Правил запрещается движение транспортных средств по обочинам, за исключением отдельных случаев, предусмотренных пунктами 12.1., 24.2., 24.3., 24.4., 24.7 и 25.2. Правила. Например, движение гужевых повозок по дорогам допускается, если это не мешает пешеходам (п. 25.2.).
В части 1 ст. 12.15. Кодексом об административных правонарушениях четко установлено, что такая же ответственность ждет водителей, которые:
- пересечь организованную транспортную колонну или занять в ней место;
- нарушать правила встречного движения;
- пойдет по дороге.
Санкции во всех этих случаях одинаковые – штраф 1500 рублей. Это плюс штраф от 1000 до 1500, налагаемый за преодоление любого препятствия сплошной линией, может быть оплачен с 50-процентной скидкой.
Данная возможность действует до истечения 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.
Обратите внимание, что ни в Правилах, ни в Кодексе об административных правонарушениях объезд препятствия по обочине дороги не числится отдельным правонарушением. А это значит, что такое же наказание понесет и водитель, проехавший таким образом, что препятствие, не являющееся препятствием.
Можно ли объехать остановившийся автобус или троллейбус?
Все зависит от причины такой остановки. Если речь идет о неисправном или припаркованном общественном транспорте, то здесь актуально все, описанное ранее в этой статье.
Но все кардинально меняется, если говорить об автобусе или троллейбусе, остановившемся на остановке для посадки/высадки пассажиров в зависимости от загруженности маршрута. В этом случае единственное правильное действие с вашей стороны — ждать, пока автобус двинется вперед (и да, правильно, еще и ждать его на всех последующих остановках, если вы вообще следуете за ним, а не отклоняться на другую маршрут) или пройти его). Это правоприменительная практика 2021 года.
Про объезд тихохода
Это уже будет часть 4 статьи 12.15 КоАП с возможностью лишения прав, так как по определению Правил это обгон. Вот только ПДД разрешают объезжать тихоходные машины в определенных случаях. Поэтому определение дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» указывает на то, что оно не распространяется на тихоходные транспортные средства. А определение номерного знака этого типа транспортных средств указывает на то, что это различные виды спецтехники и другие транспортные средства, максимальная скорость которых не превышает 30 км/ч.
В связи с изложенным следует учитывать следующие тонкости правоприменения по данному вопросу:
- обгон (обгон) тихоходных транспортных средств разрешен по знаку 3.20, однако при наличии сплошной разметки его пересечение все равно запрещено,
- если тихоходное транспортное средство не выполнило требование пункта 11.6 ПДД (обязанность поворота направо, если оно мешает другим автомобилям), то это не позволяет водителю легкового автомобиля игнорировать сплошную разметку,
- если на тихоходном транспортном средстве нет соответствующего знака, его все равно можно обогнать (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20),
- однако, если эта спецтехника циркулирует со скоростью менее 30 км/ч, но ее максимальная скорость конструктивно больше этого значения, она перестает быть тихоходным транспортным средством со всеми вытекающими из этого последствиями (следующий абзац той же параграф Постановления о Вооруженных Силах).
Что лучше: объехать по обочине или по встречной полосе?
Это очень актуальный вопрос по нескольким важным причинам:
- во-первых, развернуть припаркованную машину по сплошной дороге может быть дешевле, чем по обочине — на сплошную дорогу будет 1-1,5 тысячи штрафов, а на обочину всего 1,5 тысячи (ч. 1 ст. 12.15),
- с другой стороны, вы можете столкнуться с незаконным применением п. 4 ст. 12.15, где санкция гораздо строже: от штрафа в 5000 до лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев; да, такое наказание будет незаконным, но если инспектор напишет, придется идти в ГИБДД на разбор, а потом, возможно, и в суд,
- и, наконец, на третьей стороне, выше, мы дали способ обхода ситуации, когда вообще не натыкаешься на штраф, просто подъезжая к обочине (если применимо) и останавливаясь на ней, а затем продолжая движение вперед — это не запрещено правилами дорожного движения.
Что выбрать в каждом конкретном случае, решать вам, исходя из конкретной ситуации.
Правила объезда
Как упоминалось выше, на пути встречаются различные типы препятствий. При этом преодолеть их, не нарушая действующих правил, практически невозможно. Это означает, что увод должен осуществляться таким образом, чтобы в худшем случае водителю грозила административная ответственность в виде минимального штрафа.
Если на дороге искусственно создано препятствие (примером могут служить конструкции, установленные в зоне проведения ремонтных работ), в этой зоне должны располагаться специальные знаки (их изображение показано ниже).
Символы указывают водителю, в какую сторону двигаться. Например, если установлен дорожный знак «Объезжать препятствия слева», водитель транспортного средства обязан пересекать проблемный участок только с указанной стороны. В этом случае не нужно обращать внимание на разметку. Это связано с тем, что знаки имеют преимущество перед линиями, нарисованными на дороге, и являются как постоянными, так и временными. Если водитель объедет препятствие в соответствии с указаниями на знаке, он избежит административной ответственности.
Если символы не установлены, необходимо оценить дорожную ситуацию. Изначально нужно убедиться, что неподвижный объект действительно является препятствием. Для оценки текущей ситуации необходимо остановиться на обочине (как указано в ПДД).
Если объект является препятствием, водитель должен попытаться расчистить дорогу самостоятельно или с помощью третьих лиц. Если это невозможно, необходимо окружить его с большой осторожностью. В это время опасность как для водителя, так и для других участников должна быть минимальной.
Если на дороге есть несколько полос, предназначенных для движения в одном направлении, достаточно перестроиться на соседнюю свободную полосу. Это не будет считаться нарушением действующих правил. Важно только не выезжать на встречную полосу.
Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
Правила преодоления препятствий в городах/поселках и за их пределами немного отличаются. В населенных пунктах водители имеют право занимать любую свободную полосу движения и при необходимости перестраиваться. Следовательно, препятствие можно объехать, перейдя на другую полосу в том же направлении.
За пределами населенных пунктов разрешено движение по крайней правой полосе. После преодоления одного препятствия над остальными водитель должен перестроиться в исходную полосу движения.
Порядок действий при наезде на неподвижный объект
Такая ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили ранения. Также наезд на препятствие является аварией, если автомобиль в результате поврежден.
Порядок действий в этой ситуации:
- Немедленно остановите автомобиль. Включите сигнализацию, поставьте соответствующий знак.
- Оставьте автомобиль. Оценить текущую ситуацию (есть ли погибшие или пострадавшие, уровень материального ущерба).
- Если есть травмы, вызовите бригаду медиков. Оказать первую помощь пострадавшему.
- Звоните в ГИБДД.
- Если состояние пострадавшего крайне тяжелое, необходимо передать его при попутном транспорте в ближайший медицинский пункт. В этом случае водитель может покинуть место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу на своем автомобиле. Но после этого вы должны вернуться.
- Разрешается съезд с дороги, если в результате ДТП движение других транспортных средств серьезно затруднено. Но перед этим необходимо зафиксировать все, что связано с данным ДТП. Это можно сделать с помощью видео или камеры.
- Запишите имена, контакты и адреса очевидцев.
- Оставайтесь на месте и ждите скорую помощь и полицию.
Если поврежден только автомобиль, следует попытаться очистить подъездную дорожку. Также необходимо заранее зафиксировать все ключевые особенности аварии. После этого необходимо вызвать ГИБДД и эвакуатор (если убрать транспортное средство с дороги самостоятельно невозможно).
Создание помехи: препятствие или нет?
Это определение встречается в ПДД в разных значениях. Вопреки распространенному мнению, помеха не помеха. Ярким примером может служить ситуация, когда обгоняющий автомобиль набирает скорость, уходит влево и т.п. Это препятствие предназначено только для маневрирования. Ни один участник движения в этой ситуации не является неподвижным объектом.
Что делать по ПДД при наезде на преграду
Столкновение с препятствием признается дорожно-транспортным происшествием, если в результате наезда погибли люди или повреждено транспортное средство.
Следовательно, если при столкновении автомобиль получил повреждения, либо водитель, пассажир или другие лица получили травмы, необходимо действовать так же, как предписывает Регламент при ДТП, а именно:
- немедленно остановить транспортное средство, включить «аварийную полосу» и вывесить знак аварийной остановки с учетом требований раздела 7 Правил (п. 2.5 Правил);
- выйти из машины и оценить ситуацию, есть ли пострадавшие или погибшие, или ущерб причинен только имуществу.
В 1-м случае необходимо действовать в соответствии с правилами п. 2.6, а именно:
- вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
- оказать первую помощь пострадавшему;
- если состояние пострадавшего тяжелое и есть опасения за его жизнь, пострадавший должен быть доставлен в ближайший медпункт транзитом, а если это невозможно — своим ходом, а затем вернуться на место происшествия;
- расчистить дорогу, если она мешает движению других транспортных средств, предварительно зафиксировав на фото- или видеокамеру положение транспортного средства, следы и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
- запишите имена и адреса очевидцев;
- ждать полицию и скорую.
В ситуации, когда повреждено только имущество, водитель должен:
- очистить проезжую часть (после фотографирования места ДТП);
- вызвать ГИБДД для оформления акта о ДТП и, при необходимости, эвакуатор;
- подготовить документы для страховой компании для получения возмещения (при наличии полиса КАСКО);
- привлечь виновных к препятствованию к ответственности.
Что значит создать помеху движению другим ТС
Понятие «препятствие» может употребляться не только в смысле «любой неподвижный объект, мешающий водителю двигаться по полосе, по которой он едет», но и в смысле «не уступающий дорогу» пользователю который пользуется преимуществом в соответствии с положениями Правил”.
Вот некоторые примеры:
- Обгон препятствия.
В разделе 11.3. В Регламенте сказано, что под воспрепятствованием обгону понимается выполнение водителем обгоняющего транспортного средства:
- увеличение скорости;
- другие действия.
В «другие действия» можно отнести, например, «зигзагообразное движение», с частичным выездом на обочину или на встречную полосу движения, или резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель приблизится к опережающему и т.п.
- Неспособность обеспечить преимущество в движении.
Водитель создаст пробку, если не уступит приоритет другому участнику движения. Например, водитель на второстепенной дороге должен уступать всем на главной дороге. А водители, у которых горит красный свет, не должны трогаться с места, создавая тем самым препятствие для тех, кто едет на зеленый.
Кроме того, препятствием считается и отсутствие очередности в других случаях, например, при выезде с обочины, автостоянки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при выезде с обозначенной остановки в населенном пункте и т.п.
- Препятствуйте въезду транспорта на перекресток, если впереди образовалась пробка.
Не так давно в Правила были внесены изменения, регламентирующие введение новой маркировки 1.26. «Вафельница», используется в сочетании со знаком 1.35.
Эта разметка и знак говорят об одном: нельзя выезжать на перекресток, если впереди «пробка», и водителю придется остановиться в районе знака или «вафельницы», тем самым создав препятствие для попутные транспортные средства движутся в поперечном направлении (п. 13.2 правил).
Ответственность за данное нарушение регулируется нормативными актами ч. 1-й 13.12. КоАП РФ — штраф в размере 1000 рублей. Согласно гл. 1.3. Искусство. 32.2. КоАП РФ можно оплатить с 50-процентной скидкой.
- Препятствование движению в случае аварии.
Статья 2.6 и 2.6.1. Правила требуют от автомобилиста расчистить проезжую часть, если автомобили, поврежденные в результате ДТП, мешают проезду других транспортных средств.
Если дорога не свободна, будут налагаться штрафы в соответствии с гл. Улица 1 27.12. КоАП — штраф 1000. Также может быть оплачен со скидкой 50 процентов.
- Препятствие для движения при опасном вождении.
На основании пункта 2.7 Правил водителю запрещается осуществлять опасное вождение: многократную смену полосы движения в условиях интенсивного движения, несколько раз за короткий промежуток времени с целью не уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество в движении, торможение резко, если это действие не выполнено для предотвращения аварии и т д.
Итак, строго говоря, под препятствием понимается некий объект на дороге, из-за которого водитель не может продолжать движение по полосе. В более широком смысле отсутствие приоритета в движении также является препятствием.
Если остановил инспектор ГИБДД
Сразу же после преодоления препятствия сотрудник полиции может остановить водителя. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.
Водителям рекомендуется придерживаться следующего поведения:
- Попросите инспектора ГИБДД предъявить удостоверение.
- В доступной и спокойной форме объяснить уполномоченному лицу, что противоправное действие носило вынужденный характер. Обратите внимание на то, что в месте расположения препятствия отсутствуют знаки. Также водитель имеет право спросить, почему не убрали недвижимый объект или не установили соответствующие символы.
- Внимательно изучите составленный протокол и схему дорожно-транспортного происшествия. Инспектор ГИБДД обязан отразить в документах факт наличия препятствия на проезжей части. В столбце «Объяснения лица» водитель может описать свое видение текущей ситуации.
- Исправьте участок дороги с расположенным на нем препятствием. Это можно сделать с помощью любого устройства, поддерживающего режим фото и видео. Кроме того, рекомендуется фиксировать способы преодоления препятствий другими водителями.
- В течение 10 дней необходимо обжаловать принятое постановление об административном правонарушении.
При грамотном подходе велика вероятность того, что водитель избежит наказания или получит минимальный штраф.
Административная ответственность
Согласно Кодексу административных правонарушений, выезд на встречную полосу через сплошную линию запрещен даже при объезде препятствия. Но в этом случае учитывается наличие стационарного объекта, то есть водитель не лишается прав. Штраф в этом случае составляет 1000-1500 рублей.
Объезд препятствия на обочине также запрещен, если нет соответствующих знаков. В данной ситуации размер штрафа также составляет от 1000 до 1500 рублей.
Если, например, проводится ремонт дорог и устанавливаются знаки, необходимо двигаться в указанном на них направлении. В противном случае водителю придется заплатить штраф в размере 500 рублей.
Тонкость с отсутствием виновности
В ситуации, когда вы стоите на однополосной дороге (в вашем направлении), а объехать припаркованную машину, кроме как нарушить Правила, просто некуда, вам деваться некуда, приходится ломать.
Однако это противоречит одному из основополагающих принципов правил вынесения приговоров. Дело в том, что вы можете быть наказаны только в том случае, если имело место не только событие нарушения, но и ваша вина. Если нет вины, то есть нарушение, но нет и проступка, а вместе с этим не должно быть и наказания.
Какие варианты у вас есть, чтобы избежать дефолта:
- объехать припаркованный автомобиль без нарушения: перестроиться в соседнюю полосу, если нет сплошной,
- возвращайтесь к ближайшему развороту, если движение задним ходом не запрещено.
Оба варианта могут быть невозможны. Например, и слева, и справа от вас сплошные, а плеча нет. И, идя задним ходом, вы наткнетесь на пешеходный переход, и вы не сможете перейти его задним ходом.
Следовательно, вы обязаны изнасиловать, и это не ваша вина. Такое нарушение не наказуемо.
Ах да, есть и третий вариант: дождаться, пока стоящее транспортное средство окончательно не уедет. Конечно, вы можете решить подождать. Но вы точно не знаете заранее, устранится ли препятствие через 5-10 минут или через неделю. Поэтому здесь важно иметь видеорегистратор, который в подтверждение вашей невиновности зафиксирует, что вы пытались какое-то время подождать. Но никто не укажет точно, как долго придется ждать; это будет зависеть от конкретного должностного лица или судьи, который будет рассматривать дело.
Если вменяют нарушение, что писать в протоколе
Согласно части 1 ст. 28.2 КоАП РФ совершение административного правонарушения должно быть зарегистрировано путем составления протокола. В документе содержится информация об обстоятельствах происшествия, предполагаемом преступнике и виновном. В случаях, предусмотренных ст. 28.6, решение выносится без протокола.
Статья 3.8 КоАП РФ устанавливает положение, согласно которому правонарушения, предусматривающие возможность ограничения прав гражданина, должны рассматриваться исключительно в рамках судебного разбирательства. Для этого составляется протокол, который направляется в суд.
Если факт нарушения очевиден, нет смысла доказывать обратное, с большой вероятностью привлекут к ответственности.
Если ситуация спорная или позиция инспектора кажется неправильной, следует отстаивать свою позицию. Важнейшим этапом станет составление протокола об административном правонарушении. На этом этапе необходимо учитывать некоторые особенности.
Объяснений давать не стоит, так как изначально сложно оценить всю ситуацию и любая информация может быть использована против вас в дальнейшем. Лучше всего написать: «Не согласен, закон не нарушал, дополнительные пояснения дам при рассмотрении дела». В этом случае у следователя будет обязанность фактически доказать вину, не установив невозможность привлечения к уголовной ответственности. Не упрощайте следователю задачу привлечь к ответственности и признать вину самостоятельно.
В протоколе об административном правонарушении есть графа «Согласие на сообщение по СМС» — в этом поле обязательно ставится «нет». Вы можете зачеркнуть строку, написать «Не согласен» и поставить подпись. Если информация разрешена таким образом, цитата будет отправлена сообщением, и даже если она не будет представлена в назначенное время, рассмотрение будет по закону. В противном случае суду придется уведомить вас по почте или другими способами, что даст вам больше времени на подготовку, поиск адвоката.
Ненадлежащее уведомление может стать основанием для отмены решения суда, а если процессуальные сроки к этому времени истекли, то водитель будет освобожден от ответственности даже в случае фактического нарушения. Аналогичная позиция установлена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2018 г. № 24-АД18-3.