- Официальная трактовка на 2021 год
- Последнее изменение
- Опасность наезда на препятствие
- Виды
- Непреодолимое препятствие
- Что может являться помехой движению на дороге
- Что не является препятствием
- Правила объезда
- Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
- По обочине
- Объезд по полосе встречного движения
- Если остановил инспектор ГИБДД
- Причины происшествий
- Что делать по ПДД при наезде на преграду
- Ответственность водителя
- Когда применяется уголовная ответственность?
- Когда назначается административная ответственность?
- Оформление ДТП
- С сотрудниками ГИБДД
- Правила составления протокола
- Нюансы составления схемы
- Что включается в справку о ДТП?
- Без сотрудников
- Как оформляется Европротокол.
- Когда можно обойтись без справок?
- Можно ли обратиться в страховую?
- Является ли случай страховым?
- По вине водителя или по причине плохого состояния дорог/открытого люка
- Водитель не трезвый
- Движение задним ходом
- Обращение в страховую компанию
- Когда обращаться за средствами?
- Кто занимается оценкой ущерба?
- Получение страховых выплат
- На какую сумму можно рассчитывать?
- Если не оформлялись справки?
- При скрытых повреждениях
- Если договор с франшизой?
- Будет ли учтен износ?
- Когда возможен отказ в выплате?
- Бесконтактное ДТП
- К кому обращаться
- Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения
- Эксперты о бесконтактных авариях
- Рубрика «Вопрос-ответ»
- Почему при одиночном ДТП страховая компания проверяет детальнее?
- В каких случаях необходимо обращаться к «Аварийному автокомиссару»?
- Если наезд на препятствие произошел по вине водителя, подрезавшего автомобиль, кто понесет ответственность?
- Можно ли избежать разбирательств, если самостоятельно отремонтировать транспорт?
- ДТП по вине дорожных служб, кто виновен и куда жаловаться?
- Какие общие ограничения максимальной скорости в 2021 году?
- В городах и населённых пунктах
- В жилой зоне
- На трассе – вне населённых пунктов
- На автомагистрали
- Крупногабаритные, тяжеловесные грузовики и перевозящие опасные грузы
- Сводная таблица
- Нововведения в скоростном режиме
- Есть ли минимальное ограничение?
- Изменение лимита скорости
- Знак «Ограничение скорости»
- Ограничение в виде разметки
- Тонкость превышения на 20 км/ч
- Соответствие скорости условиям на дороге
- Размеры штрафа
- При фиксации нарушения сотрудником ГИБДД
- При фиксации превышения скорости камерами
- Как проверить штрафы за превышение скорости?
Официальная трактовка на 2021 год
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленный скоростной режим, с учетом интенсивности движения, характеристик и состояния транспортного средства и нагрузки, дорожных и погодных условий, в частности, видимости в направление марша. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При наличии опасности дорожного движения, которую водитель может обнаружить, он должен принять все возможные меры для снижения скорости до полной остановки транспортного средства.
В Правилах дорожного движения под препятствием понимается неподвижный объект в полосе движения (поврежденное или поврежденное транспортное средство, дефект дороги, посторонние предметы), не позволяющий продолжать движение по указанной полосе.
Пробка или транспортное средство, остановившееся на этой полосе в соответствии с требованиями правил, не является препятствием.
Последнее изменение
Пункт 10.1 не менялся с момента введения ПДД в виде закона и до 2021 года. Предыдущая трактовка так звучит с 1993 года.
Единственная попытка изменить этот пункт постановления была в общественной инициативе № 77Ф12974, где инициатором было указано, что 10.1 фактически вводит презумпцию виновности водителя в своем последнем пункте, и основывая это на том, что, например, даже при ДТП с переходом пешеходом проезжей части в запрещенном месте по запрещающему дорожному знаку, да еще в состоянии алкогольного опьянения, водитель все равно обвиняется в нарушении 10.1 и признается виновным.
Инициатива не была принята к рассмотрению из-за малого количества избирателей.
Опасность наезда на препятствие
Такая авария считается настолько опасной, что ее можно сравнить со столкновением с другим автомобилем. Это связано с тем, что, по статистике, такие происшествия часто заканчиваются серьезным вредом для здоровья человека или даже смертью.
Особенно значительный ущерб причиняют гражданам, находящимся в автомобиле с непристегнутым ремнем безопасности.
Виды
Столкновение с препятствием — вид ДТП, произошедший с участием автомобиля с неподвижным предметом или предметом. Возможно:
- деревья, пни;
- здание;
- граница;
- отбойник, колышки;
- мусорные ведра;
- забор, сетка-рабица;
- бетонные заборы;
- транспортная остановка;
- столб;
- знаки дорожного движения;
- двери (например, входная);
- памятники;
- барьер;
- двери;
- заправка;
- гараж;
- трубопровод;
- порог;
- трансформаторные коробки.
Непреодолимое препятствие
Непосредственно в РАС такого понятия нет. Однако именно это можно считать ухабом на дороге. Но при этом объехать его ни справа, ни слева (то есть ни на встречной полосе движения, ни на обочине) нельзя. В таких ситуациях водитель может продолжить движение в нужном направлении только после того, как объект, выступающий в роли непроходимого препятствия, сместится с проезжей части.
Есть и другая версия развития событий. По правилам дорожного движения объехать препятствие нельзя. Водитель может сделать разворот и построить запасной маршрут, но только в том случае, если этот маневр не запрещен знаками или разметкой.
Что может являться помехой движению на дороге
В пункте 1.2. В Правилах четко указано, что может быть препятствием:
- неисправный или поврежденный автомобиль;
- дорожный дефект;
- любой посторонний предмет.
В то же время приведенный перечень не является исчерпывающим в связи с наличием в определении указанного в п. 1.2. Правила, слова «и т.д.”.
Вот примеры того, что можно считать ухабом на дороге:
- автомобиль, совершивший вынужденную остановку из-за лопнувшей шины или иной технической неисправности;
- яма, изъян или другой дефект дорожного покрытия;
- дерево, упавшее на дорогу;
- несколько туш животных, сбитых другими водителями;
- рекламные щиты, расставленные дорожниками в связи с ремонтом дорог и т.д.
В Правилах также четко указано, что не считается препятствием. Список является исчерпывающим и состоит из 2-х позиций:
- затор, то есть пробка”;
- транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с положениями раздела 12 Правил.
Например, два мотоцикла без бокового прицепа, поставленные в два ряда у края дороги, не будут препятствием, даже если будут мешать полосе движения.
При этом, если автомобиль остановится на полосе с нарушением Правил, (автомобиль) уже будет считаться препятствием. Например, остановившееся транспортное средство будет являться препятствием, если расстояние между ним и сплошной линией разметки менее 3 метров (абз. 4 п. 12.4 Правил).
Что не является препятствием
Согласно ПДД, к этой категории не относится пробка, а также любое транспортное средство, остановившееся на полосе в соответствии с разделом 12 правил. Например, если 2 мотоцикла без бокового прицепа припаркованы у края дороги в два ряда, это не является нарушением ПДД. Они не являются препятствием, хотя и затрудняют передвижение по полосе.
Иная ситуация с транспортным средством, которое не было остановлено в соответствии с действующими правилами. В этом случае автомобиль считается препятствием. Примером может служить транспортное средство, которое остановилось так, что между ним и сплошной линией разметки осталось менее 3 метров.
Правила объезда
Как упоминалось выше, на пути встречаются различные типы препятствий. При этом преодолеть их, не нарушая действующих правил, практически невозможно. Это означает, что увод должен осуществляться таким образом, чтобы в худшем случае водителю грозила административная ответственность в виде минимального штрафа.
Если на дороге искусственно создано препятствие (примером могут служить конструкции, установленные в зоне проведения ремонтных работ), в этой зоне должны располагаться специальные знаки (их изображение показано ниже).
Символы указывают водителю, в какую сторону двигаться. Например, если установлен дорожный знак «Объезжать препятствия слева», водитель транспортного средства обязан пересекать проблемный участок только с указанной стороны. В этом случае не нужно обращать внимание на разметку. Это связано с тем, что знаки имеют преимущество перед линиями, нарисованными на дороге, и являются как постоянными, так и временными. Если водитель объедет препятствие в соответствии с указаниями на знаке, он избежит административной ответственности.
Если символы не установлены, необходимо оценить дорожную ситуацию. Изначально нужно убедиться, что неподвижный объект действительно является препятствием. Для оценки текущей ситуации необходимо остановиться на обочине (как указано в ПДД).
Если объект является препятствием, водитель должен попытаться расчистить дорогу самостоятельно или с помощью третьих лиц. Если это невозможно, необходимо окружить его с большой осторожностью. В это время опасность как для водителя, так и для других участников должна быть минимальной.
Если на дороге есть несколько полос, предназначенных для движения в одном направлении, достаточно перестроиться на соседнюю свободную полосу. Это не будет считаться нарушением действующих правил. Важно только не выезжать на встречную полосу.
Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
Правила преодоления препятствий в городах/поселках и за их пределами немного отличаются. В населенных пунктах водители имеют право занимать любую свободную полосу движения и при необходимости перестраиваться. Следовательно, препятствие можно объехать, перейдя на другую полосу в том же направлении.
За пределами населенных пунктов разрешено движение по крайней правой полосе. После преодоления одного препятствия над остальными водитель должен перестроиться в исходную полосу движения.
По обочине
На основании пункта 9.9 Правил запрещается движение транспортных средств по обочинам, за исключением отдельных случаев, предусмотренных пунктами 12.1., 24.2., 24.3., 24.4., 24.7 и 25.2. Правила. Например, движение гужевых повозок по дорогам допускается, если это не мешает пешеходам (п. 25.2.).
В части 1 ст. 12.15. Кодексом об административных правонарушениях четко установлено, что такая же ответственность ждет водителей, которые:
- пересечь организованную транспортную колонну или занять в ней место;
- нарушать правила встречного движения;
- пойдет по дороге.
Санкции во всех этих случаях одинаковые – штраф 1500 рублей. Это плюс штраф от 1000 до 1500, налагаемый за преодоление любого препятствия сплошной линией, может быть оплачен с 50-процентной скидкой.
Данная возможность действует до истечения 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.
Обратите внимание, что ни в Правилах, ни в Кодексе об административных правонарушениях объезд препятствия по обочине дороги не числится отдельным правонарушением. А это значит, что такое же наказание понесет и водитель, проехавший таким образом, что препятствие, не являющееся препятствием.
Объезд по полосе встречного движения
Противоположные направления разделяются одинарной или двойной сплошной линией разметки. Согласно правилам дорожного движения, пересекать их строго запрещено. Из этого правила нет исключений. Пересечение сплошной линии разметки во всех случаях влечет наложение административной ответственности. Если водитель докажет инспектору ГИБДД, что выезд на встречную полосу был вынужденной мерой, связанной с преодолением недвижимого объекта, уполномоченное лицо может смягчить наказание.
Следовательно, объезд препятствия через сплошную линию разметки также связан со штрафными санкциями.
Если остановил инспектор ГИБДД
Сразу же после преодоления препятствия сотрудник полиции может остановить водителя. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.
Водителям рекомендуется придерживаться следующего поведения:
- Попросите инспектора ГИБДД предъявить удостоверение.
- В доступной и спокойной форме объяснить уполномоченному лицу, что противоправное действие носило вынужденный характер. Обратите внимание на то, что в месте расположения препятствия отсутствуют знаки. Также водитель имеет право спросить, почему не убрали недвижимый объект или не установили соответствующие символы.
- Внимательно изучите составленный протокол и схему дорожно-транспортного происшествия. Инспектор ГИБДД обязан отразить в документах факт наличия препятствия на проезжей части. В столбце «Объяснения лица» водитель может описать свое видение текущей ситуации.
- Исправьте участок дороги с расположенным на нем препятствием. Это можно сделать с помощью любого устройства, поддерживающего режим фото и видео. Кроме того, рекомендуется фиксировать способы преодоления препятствий другими водителями.
- В течение 10 дней необходимо обжаловать принятое постановление об административном правонарушении.
При грамотном подходе велика вероятность того, что водитель избежит наказания или получит минимальный штраф.
Причины происшествий
Согласно ПДД наезд на препятствие – это столкновение автомобиля с неподвижным объектом. Причин, по которым происходит такая авария, много. В большинстве случаев этот инцидент связан со следующими факторами:
- водитель нарушает установленный скоростной режим на определенном участке дороги;
- граждане в машине не хотят пристегиваться ремнями безопасности;
- запрос на движение автомобиля при значительных отказах управления;
- водитель слишком устает или теряет сознание из-за проблем со здоровьем;
- во время движения автовладелец не обращает внимания на предупреждающие знаки или разметку;
- сложные погодные условия или другие проблемы, препятствующие свободному и легкому передвижению по дороге;
- разговор по телефону за рулем без использования специальных устройств, позволяющих общаться с другими людьми без помощи рук.
Чаще всего такая авария происходит на поворотах, так как водитель по неопытности или невнимательности просто не вписывается в поворот. Часто столкновение с неподвижным препятствием заканчивается аварией для водителей и пассажиров.
Что делать по ПДД при наезде на преграду
Столкновение с препятствием признается дорожно-транспортным происшествием, если в результате наезда погибли люди или повреждено транспортное средство.
Следовательно, если при столкновении автомобиль получил повреждения, либо водитель, пассажир или другие лица получили травмы, необходимо действовать так же, как предписывает Регламент при ДТП, а именно:
- немедленно остановить транспортное средство, включить «аварийную полосу» и вывесить знак аварийной остановки с учетом требований раздела 7 Правил (п. 2.5 Правил);
- выйти из машины и оценить ситуацию, есть ли пострадавшие или погибшие, или ущерб причинен только имуществу.
В 1-м случае необходимо действовать в соответствии с правилами п. 2.6, а именно:
- вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
- оказать первую помощь пострадавшему;
- если состояние пострадавшего тяжелое и есть опасения за его жизнь, пострадавший должен быть доставлен в ближайший медпункт транзитом, а если это невозможно — своим ходом, а затем вернуться на место происшествия;
- расчистить дорогу, если она мешает движению других транспортных средств, предварительно зафиксировав на фото- или видеокамеру положение транспортного средства, следы и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
- запишите имена и адреса очевидцев;
- ждать полицию и скорую.
В ситуации, когда повреждено только имущество, водитель должен:
- очистить проезжую часть (после фотографирования места ДТП);
- вызвать ГИБДД для оформления акта о ДТП и, при необходимости, эвакуатор;
- подготовить документы для страховой компании для получения возмещения (при наличии полиса КАСКО);
- привлечь виновных к препятствованию к ответственности.
Ответственность водителя
Водитель несет ответственность за эту аварию. Оно может быть уголовным или административным.
Наказание для автовладельца зависит от того, каковы именно последствия такой аварии.
Когда применяется уголовная ответственность?
Водители несут уголовную ответственность, если в результате наезда на препятствие причинен значительный вред здоровью граждан или ДТП даже повлекло гибель людей. Такие действия автовладельца предусмотрены ст. 264 и ст. 266 УК РФ:
- если после наезда на какой-либо недвижимый предмет наступают тяжелые негативные последствия, в том числе прерывание беременности, потеря зрения или инвалидность, водитель лишается свободы на 2 года;
- если выяснится, что авария произошла в момент, когда водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, наказание увеличивается до четырех лет лишения свободы;
- при гибели гражданина в результате ДТП водителю назначается наказание в виде лишения свободы до 5 лет, а при обнаружении опьянения такое наказание увеличивается до 7 лет;
- если в результате ДТП погибнут два человека, то водителя отправят в тюрьму на срок до 7 лет, а если он ударил в нетрезвом виде, то может получить до 9 лет.
Помимо назначения тюремного заключения, налагается запрет на использование автомобиля на срок до трех лет.
Когда назначается административная ответственность?
Лицо, виновное в происшествии, независимо от последствий, принимает на себя административную ответственность за происшествие. Это связано с тем, что в ДТП обязательно есть виновник. Наезд на препятствие является стандартным дорожно-транспортным происшествием, за которое несут ответственность водители. Это связано с тем, что по разным причинам не выполняются требования ПДД.
К основным санкциям относятся:
- если водитель ехал на неисправном автомобиле, которым запрещено пользоваться до ремонта, то он платит штраф в размере 500 рублей.;
- при обнаружении того факта, что водитель или пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности, на каждого нарушителя налагается штраф в размере 1 тысячи рублей;
- если водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, штраф увеличивается до 30 тысяч рублей, а гражданин также лишается прав сроком на два года;
- за нарушения правил выполнения различных маневров на дороге придется заплатить 500 руб.
Вышеуказанные нарушения фиксируют прибывшие на место сотрудники ГИБДД. Обычно потребность в них возникает при наличии у автовладельца полиса каско. Столкновение с препятствием в таких условиях должно быть надлежащим образом задокументировано, чтобы страховая компания выплатила компенсацию. Поэтому владельцу автомобиля не придется заниматься ремонтом в одиночку, хотя и придется заплатить штраф.
Оформление ДТП
Оформлять столкновение с препятствием нужно сразу после его возникновения. Без справок о ДТП от соответствующих органов страховая будет иметь формальные основания для отказа в выплате.
С сотрудниками ГИБДД
Инспектор, вызванный на место происшествия, собирает следующую информацию:
- Информация о водителе.
- Объяснения участников аварии.
- Свидетельские показания.
- Тип аварии
- Список полученных травм.
На основании полученной информации инспектор составляет перечень документов:
- Акт осмотра места ДТП, в котором указываются данные об участке дороги, характеристике дороги, наличии тротуаров и дорожного покрытия. В отчет также включена информация о погодных условиях в момент аварии. В документе говорится:
- Время начала и окончания осмотра.
- Расстояния и измерения, которые будут учтены в последующих исследованиях.
- Действия по устранению ситуации ДТП.
- Заявления участников происшествия.
- Справка о несчастном случае по форме Приказа МВД России от 01.04.2011 № 154. В ней содержится информация о:
- Точное время и дата происшествия.
- Участники происшествия.
- Затронутый.
- Номерные знаки транспортных средств.
- Повреждения автомобилей.
- Схема ДТП с описанием обстоятельств ДТП и пояснениями участников. Здесь утверждается:
- Измерение положения транспортного средства, которое наехало на объект.
- Объекты столкновения.
- Длина и направление тормозного пути.
- Размеры ближайших объектов.
- Графическая схема места крушения с пояснениями.
- Пересмотрите ограничивающие факторы.
- Вспомогательные ориентиры.
- Размеры объектов перпендикулярно и параллельно линии дороги.
- Характерные точки автомобиля (ступицы колес и/или буксировочные крюки).
- Протокол осмотра и техническое состояние машины — фиксируются неисправности с указанием степени деформации.
- Протокол контроля трезвости водителей по результатам алкотестеров.
Правила составления протокола
Только при наличии полиса комплексного страхования вы можете рассчитывать на страховые выплаты при попадании в затруднительное положение. Регистрация ДТП в таких условиях должна быть грамотной. Водители обычно предпочитают решать этот вопрос с ГАИ.
Сотрудник ГИБДД обязательно составляет протокол о происшествии. Этот документ должен содержать определенную информацию, в том числе:
- название участка дороги, на котором произошло ДТП;
- задана форма и размер пути;
- прописываются существующие знаки и разметка;
- перечислены светофоры или знаки, установленные рядом;
- пристальное внимание уделяется различным дополнительным элементам, в том числе зданиям, деревьям или другим элементам на дороге или рядом с ней;
- предоставляет данные о погодных условиях и видимости во время аварии;
- указывается, в каком направлении и с какой скоростью двигался автомобиль до происшествия;
- указать время и место досмотра водителя и автомобиля;
- перечисляются предметы, изъятые инспектором ГИБДД на месте происшествия;
- вносится информация о действиях, совершаемых сотрудником ГИБДД, чтобы правильно составить схему ДТП.
К этому документу прилагаются запросы, полученные от непосредственного водителя, существующих потерпевших или свидетелей. В этом случае автомобилист обязательно привлекается к административной ответственности за наезд на препятствие. Пункт 9.10 ПДД считается самым распространенным в таких протоколах, так как такие происшествия часто происходят из-за неправильного расположения автомобиля на дороге.
Нюансы составления схемы
Инспектор дорожного движения должен приложить к справке схему. Только при наличии всех необходимых документов можно рассчитывать на выплаты Каско за наезд на препятствие. В пункте 9.10 ПДД указано, что такое происшествие должно произойти с недвижимым объектом, что должно быть подтверждено схемой, составленной сотрудником ГИБДД.
При формировании данного документа в него вносятся следующие сведения:
- положение автомобиля, который столкнулся с неподвижным элементом на дороге;
- оба объекта описаны;
- указывает направление движения машины и длину тормозного пути;
- описать все объекты, находящиеся вблизи места происшествия;
- делается графическое изображение аварии, к которому прилагается пояснительная записка;
- описаны несколько дополнительных факторов;
- перечислены указатели, сигналы или другие элементы, доступные на этом участке дороги.
Дополнительно составляется протокол осмотра и испытаний машины. В этих документах перечислены неисправности и повреждения автомобиля. Все эти документы передаются в страховую компанию для возмещения ущерба.
Что включается в справку о ДТП?
Для получения оплаты по полису каски важно получить справку от ГИБДД. Его форма устанавливается Приказом МВД. Включает информацию:
- обо всех участниках аварии;
- указать время и дату аварии;
- перечисляет количество автомобилей, причастных к происшествию;
- вносятся сведения о пострадавших, если таковые имеются;
- перечислены все повреждения автомобиля.
Часто этот документ выдается поздно, если ДТП произошло ночью, поэтому получить его можно только утром. В этом случае рекомендуется уведомить страховую компанию о происшествии сразу после аварии.
Без сотрудников
Оформление ДТП без вызова полиции возможно только в том случае, если в ДТП участвовало 2 транспортных средства, водители которых не имеют претензий друг к другу и оба имеют действующий полис ОСАГО. Если в происшествии участвовал только один человек, то в обязательном порядке необходимо вызвать инспектора для документирования происшествия.
Как оформляется Европротокол.
При оформлении ДТП без вызова полиции участники самостоятельно заполняют форму извещения о ДТП, которая направляется в страховую компанию. Необходимо отразить:
- Обстоятельства аварии.
- Схема инцидента.
- Характер повреждения и его степень.
Несмотря на некоторые преимущества самостоятельного составления европротокола (прежде всего это экономия времени), все же целесообразно потратить несколько часов на встречу с сотрудниками ГИБДД, так как последние смогут более грамотно отразить все обстоятельства произошедшего дело.
Когда можно обойтись без справок?
В некоторых страховых компаниях у клиентов КАСКО есть зеленый брокер. Это право подать заявление о наступлении события, не подтверждая его документами компетентных органов.
Стандартные условия приема платежей без справок:
- один раз в течение страхового периода при повреждении не более двух смежных частей;
- неограниченное количество раз не более одной детали, нюанса;
- ограниченная сумма к погашению, например, не более 50 тыс руб.
На этапе заключения договора следует уточнить этот вопрос у сотрудника страховой компании, попросить указать его в Правилах страхования и детально изучить.
Можно ли обратиться в страховую?
Можно и нужно идти в страховую компанию с составленным европротоколом или составленным инспектором извещением о ДТП. Документы необходимо предоставить в страховую компанию не позднее 5 дней после ДТП. Но чтобы максимизировать свои шансы на получение компенсации, рекомендуется уведомить сотрудников страховой компании сразу в день аварии.
Является ли случай страховым?
После наезда на препятствие автомобилист обращается в страховую компанию с заявлением о повреждении автомобиля. В заявлении говорится:
- дата;
- час;
- место;
- обстоятельства происшествия.
- Скачать бланк заявления в страховую компанию о наступлении страхового случая
- Скачать бланк заявления в страховую о наступлении страхового случая
Не каждое столкновение с препятствием можно признать страховым случаем. И обстоятельства происшествия играют немаловажную роль в решении страховой компании.
По вине водителя или по причине плохого состояния дорог/открытого люка
В случае вины водителя, который не выбрал безопасную скорость и наехал на препятствие, по КАСКО такие обстоятельства признаются страховым случаем. Неважно, произошла ли авария из-за плохого состояния дорог, открытых ворот, некачественно установленных конструкций, все покроется полисом КАСКО.
При таких обстоятельствах страховая компания имеет право требовать возмещения ущерба от владельцев этих объектов, но это уже не входит в обязанности водителя. Доказывать причины случившегося – судьба владельцев полиса ОСАГО. Потому что в этом случае есть судебная возможность взыскания компенсации с виновников участка дороги. В случае КАСКО за все платит страховая компания.
Водитель не трезвый
Большую роль играет состояние водителя в момент аварии. Нахождение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения является основанием для отказа в выплате. Данное обстоятельство должно быть подтверждено документами ГИБДД:
- акт медицинского освидетельствования;
- протокол медицинского осмотра;
- заключение патологоанатома (в случае летального исхода).
Движение задним ходом
При наезде на препятствие на задней передаче требование признается страховым случаем, если отсутствуют отягчающие обстоятельства. Например, быть пьяным или уставшим.
Обращение в страховую компанию
Разобравшись с записью происшествия, переходим к самому важному моменту – возмещению ущерба по договору автострахования. Если авария задокументирована по европротоколу или ГИБДД в случае, если водитель не виноват, необходимо обратиться к страховщику. Пакет документов стандартный. Об этом мы рассказывали в статье о Европротоколе и материалах о выплатах ОСАГО.
Вы точно сможете получить компенсацию за наезд на препятствие под ШЛЕМОМ. Естественно, такая возможность существует до тех пор, пока указанный страховой случай предусмотрен в договоре. Столкнувшись со стационарным объектом на дороге, водитель должен немедленно связаться с представителем компании, продавшей страховку, по телефону. Обращение регистрируется, и автовладелец получает инструкции о дальнейших действиях. Рекомендуем сразу уточнить, какие документы вам необходимо будет предоставить для получения компенсации. Дальше все происходит по стандартной схеме:
- подается заявление о наступлении страхового случая с пакетом документов, его дополняющих;
- в назначенный день автомобиль предоставляется на осмотр;
- застрахованный ждет решения;
- автовладелец получает компенсацию или направление на ремонт.
Когда обращаться за средствами?
Целесообразно сразу же после ДТП связаться с сотрудником страховой службы, чтобы уведомить его о происшествии. На предоставление этой информации дается всего 5 дней. Если обратиться за страховкой по истечении этого срока, автовладельцу придется обращаться в суд.
При наличии необходимых документов можно оформить страховку на два года после аварии. По истечении этого времени политика будет аннулирована.
Кто занимается оценкой ущерба?
Оценка ущерба проводится экспертом страховой компании, в которой оформлен ваш полис. Такое исследование необходимо для расчета стоимости компенсации, подлежащей выплате водителю. Экспертиза проводится за счет страховой компании, для клиента она будет бесплатной.
Получение страховых выплат
За наезд на препятствие рассчитывать на компенсацию от страховой компании можно только при наличии полиса каско. Выплаты назначаются только при условии выполнения водителем определенных требований, предъявляемых страховыми компаниями. Сюда входит порядок оформления ДТП и время, в течение которого гражданин обращается в страховую компанию.
В компенсации будет отказано при следующих условиях:
- водитель заведомо передал компании ложную информацию об аварии, и компания не только аннулирует страховку, но и может подать в суд на клиента, а гражданин внесен в черный список;
- передача в организацию поддельных документов, а при таких условиях водитель может быть даже привлечен к уголовной ответственности.
На выплаты может рассчитывать не только владелец автомобиля, но и люди, пострадавшие в этой аварии. Компании самостоятельно проводят грамотную экспертизу автомобиля, чтобы убедиться в отсутствии мошенничества со стороны автовладельцев.
Компенсация присуждается даже при незначительном повреждении. Для этого автовладельцу важно передать в страховую компанию необходимые документы, составленные автоинспектором.
Автовладельцу могут отказать в выплате страховки, если он в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотиков. Если есть доказательства того, что человек умышленно наехал на препятствие, вы также не получите средства от страховой компании.
На какую сумму можно рассчитывать?
Если событие признано страховым случаем и подтверждено ГИБДД, страховое возмещение выплачивается в полном объеме владельцу или на станцию, производящую ремонт автомобиля по указанию страховой компании.
Если не оформлялись справки?
Размер максимального страхового покрытия в этом случае определяется заранее в Правилах страхования. Если сумма ущерба превышает порог, превысить его уже не получится, так как для полной оплаты требуется справка, которая выдается в момент ДТП. Поэтому, если причиненный ущерб по предварительной оценке может превышать максимальный порог оплаты без справок, то лучше сообщить о происшествии в ГИБДД.
При скрытых повреждениях
Скрытые повреждения при столкновении можно обнаружить позже. Скрытые повреждения часто связаны с состоянием подвески автомобиля и ее узлов.
Если компенсация за ДТП произошла без предоставления справок, то больше, чем на максимальную выплату, рассчитывать не приходится. Поэтому, если удар был достаточной силы, но внешних повреждений кузова не так много, это не повод не получать справку. Помните о возможности скрытого повреждения.
Если договор с франшизой?
При страховании автомобиля по КАСКО некоторые автомобилисты подписывают договор франшизы.
- Если в договоре установлена безусловная франшиза, полученный ущерб должен быть оценен (приблизительно). Если сумма меньше безусловной франшизы, то нет смысла запрашивать возврат. Не выплачивается Безусловная франшиза – это сумма, которая не подлежит возврату по каждому страховому случаю. Например, если франшиза 10 тысяч рублей, то по каждому страховому случаю будет выплачено на 10 тысяч рублей меньше.
- Если предусмотрена условная франшиза, необходимо также оценить ущерб. Если убыток превышает размер франшизы, возмещение выплачивается в полном объеме.Условная франшиза – это сумма, установленная в договоре страхования, которая не учитывается при выплате при превышении размера ущерба и не выплачивается возмещение, если ущерб меньше суммы франшизы. Например, франшиза 10 тысяч рублей, а ущерб в конкретном случае 12 тысяч рублей. Страховая компания возмещает ущерб в полном объеме.
Будет ли учтен износ?
Амортизация запчастей не учитывается при оплате КАСКО. Исключение: В некоторых страховых компаниях в случаях полной гибели автомобиля износ деталей учитывается при оплате тотала.
Когда возможен отказ в выплате?
Исключения из страховой защиты указаны в отдельном пункте правил страхования. Некоторые из этих исключений распространяются на все застрахованные риски, а не только на столкновение с препятствием. Вот общие:
- если водитель находился под воздействием наркотиков, алкоголя или усталости;
- если использование технически неисправного автомобиля подтверждено документально (указано в документах ГИБДД);
- в заявке не указывается дата, время и место события, например, не помню, не знаю;
- событие произошло за пределами территории страхования (в другой стране).
В страховых организациях, где установлен денежный лимит на обращение без сертификатов, в выплате возмещения отказано в случае превышения указанного лимита. Основаниями для отказа в выплате могут быть следующие:
- водитель скрылся с места аварии, есть свидетели, есть документы;
- за рулем находился водитель, не указанный в полисе КАСКО (с ограниченным списком).
Чтобы узнать, оплатит ли страховая компания ущерб, причиненный в результате столкновения с препятствием, необходимо изучить Правила страхования. Важными моментами среди них являются страховые риски и исключения из страхового покрытия. От препятствия никто не застрахован, но если машина застрахована по КАСКО, то ущерб будет возмещен.
Бесконтактное ДТП
К кому обращаться
Если автомобили виновника и потерпевшего не столкнулись, последний запрашивает страховую выплату не у своего страховщика, а у страховой компании виновника, как определено Верховным судом в Обзоре от 22 июня 2016 года.
Если в результате такого ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а виновник не имеет страховки или не может быть найден, то Российский союз автомобильных страховщиков возмещает причиненный ущерб. Когда при бесконтактном ДТП пострадало только имущество пострадавшего, а у виновника нет полиса ОСАГО, виновник должен заплатить сам.
Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения
По общему правилу суды удовлетворяют иски водителей о взыскании страхового возмещения со страховщика или виновника бесконтактного ДТП. В связи с этим водитель Дмитрий Городин* обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к своей страховой компании ПАО СК «Росгосстрах» и страховщику виновника ОАО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения и расходов на оплату услуг эксперта.
Разрежьте машину вправо. Городин ехал прямо в крайнем правом ряду и перед перекрестком увидел, как машина Владимира Горлова* из левого ряда начала перестраиваться, двигаясь навстречу его автомобилю. Чтобы избежать столкновения, Городин повернул руль вправо, врезавшись в светофор, а затем в столб. В результате ДТП ремонт автомобиля невозможен, поэтому потерпевший обратился с заявлением о взыскании ущерба, определенного экспертом, в размере 180 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела судья Иван Олейник изучил письменные документы, видеозапись с места происшествия, допросил инспектора ГИБДД, который зафиксировал ДТП, и установил, что в бесконтактном ДТП виноваты оба. Итак, Горлов создал препятствие для Городина, и пострадавший ехал слишком быстро. Скорость не позволяла адекватно контролировать движение автомобиля, поэтому в результате экстренного торможения машина столкнулась с препятствием. По этим основаниям суд распределил степень вины участников ДТП на 30% (Горлов) и 70% (Городин) соответственно.
В результате на страховую компанию ответчика ОАО «СОГАЗ» было возложено взыскание с Городиным 30% от истребованной им суммы — 54 090 рублей. (Дело № 2-8638/2019).
Точно так же потерпевший может потребовать возмещения моральных и нравственных страданий, причиненных в результате ДТП без столкновения. Например, Владимир Бельский* подал иск к ООО «СК «Согласие» (страховая компания виновника) в Таганрогский городской суд Ростовской области о возмещении ущерба в результате бесконтактного ДТП.
Неудачный пропуск автобуса В тот день Бельский ехал по дороге, и на встречной полосе его преследовал автобус. Внезапно за ним выскочила машина Сергея Иванова*, пытавшегося обогнать автобус. Бельский нажал на педаль тормоза и попытался избежать столкновения, но машину занесло и она уехала на противоположную сторону дороги, где врезалась в насыпь. По заключению эксперта, стоимость восстановления автомобиля составила 422 400 рублей, которые Бельский просил взыскать с ответчика.
Судья Анжелика Жерноклеева установила, что в бесконтактном ДТП виноваты оба водителя, так как Иванов не удержался на безопасном расстоянии от впереди идущего автобуса, что повлияло на время его обнаружения, а Бельский допустил превышение скорости, поэтому степень вины каждого из водителей оценивается в 50%. По решению суда взыскана только половина суммы, заявленной в пользу страховой компании (дело № 2-483/2019).
В момент бесконтактного ДТП его жена Владислава Бельская* находилась за рулем вместе с Владимиром Бельским, который после вступления решения суда в законную силу вновь обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Сергею Иванову о возмещении морального вреда в размере 50 000 рублей, так как в результате ДТП получил травму позвоночника, длительное время страдал болями, не мог сидеть, передвигаться без посторонней помощи, не мог спать. Боль преследует ее до сих пор, при ходьбе быстро устает.
Суд удовлетворил исковые требования Бельской в полном объеме, так как степень вины Иванова в постановлении составляла 50% и истцу причинен телесный вред средней тяжести, поэтому, исходя из степени моральных и физических страданий, суд определил, что заявленная сумма компенсации за неуплату -материальный ущерб в размере 50 000 рублей соответствует требованиям разумности и справедливости (дело № 2-5740/19).
Эксперты о бесконтактных авариях
Бесконтактная авария — это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уклонение от столкновения транспортного средства со столкновением с объектом и т д., — поясняет Евгений Иванов, юрист Европейской юридической службы. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, так как согласно п. 10.1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость до полной остановки. Оказывается, попавшая в аварию машина тоже вынуждена притормозить и остановиться. Но автомобилист, который избегает столкновения и повреждает только свой автомобиль, как правило, минимизирует ущерб другому автомобилю, поэтому нет смысла привлекать его к ответственности или ставить степень его вины наравне с инициатором ДТП.
Начальник юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов добавляет, что водитель, заставивший других участников дорожного движения изменить скорость и направление движения, не только несет ответственность за ущерб, но и может быть привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. В то же время пострадавшему иногда очень сложно установить, что ДТП произошло по вине другого участника движения, и установить его личность. Если сведений о нем нет, то владельцы поврежденных автомобилей заинтересованы в том, чтобы хотя бы один из них был признан виновником аварии. Так хоть одна страховая компания покроет ущерб.
По словам адвоката и автоадвоката Сергея Радько, основная проблема заключается в том, чтобы доказать, что именно маневры виновника стали причиной аварии, в которую попал потерпевший при попытке избежать столкновения. Иногда ответственность возлагается на пострадавшего водителя, но для этого требуется максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и т.п.), ведь его показания о том, что он был вынужден избежать ДТП, не всегда достаточны для полноценной оценки и объективный анализ инцидентов. Не исключено, что потерпевший потерял управление, в результате чего произошло ДТП, и пытается оправдать свои действия в образе другого участника.
Рубрика «Вопрос-ответ»
Почему при одиночном ДТП страховая компания проверяет детальнее?
Для сотрудников службы безопасности страховой компании поводом для дополнительной проверки станет:
- наезд на препятствие со значительным ущербом (у каждой страховой компании свой порог на значительную сумму, в среднем 200 тысяч рублей и выше);
- событие произошло ночью, без свидетелей, ущерб значительный;
- повреждение транспортного средства не могло быть получено визуально при описанных обстоятельствах;
- противоречивые документы из ГИБДД (например, в протоколе указаны одни обстоятельства, в постановлении — другие).
Если страховая компания заподозрит мошенничество, ее служба безопасности очень тщательно проверит все документы на автомобиль. В случае возникновения сомнительных моментов автомобиль может быть отправлен на экспертизу — дообследование.
В каких случаях необходимо обращаться к «Аварийному автокомиссару»?
Если возникают какие-либо проблемы (например, страховая компания выделяет слишком мало возмещения), можно провести независимую экспертизу и потребовать компенсацию в необходимом размере. Для этого можно обратиться к аварийному комиссару, которым может быть физическое или юридическое лицо, услугами которого пользуются водители в сомнительных страховых ситуациях.
Avarcom работает только для пользователей КАСКО, его услуги недоступны для держателей ОСАГО. Стоимость его услуг, как правило, уже включена в полис, поэтому обращение к нему не повлечет за собой дополнительных затрат.
Если наезд на препятствие произошел по вине водителя, подрезавшего автомобиль, кто понесет ответственность?
В этом случае водитель, устроивший аварию, должен быть оштрафован, ведь именно он виновен в аварии. Суд устанавливает факт его вины и наказание.
Можно ли избежать разбирательств, если самостоятельно отремонтировать транспорт?
Это возможно, потому что в таком случае у потерпевшего не будет причин жаловаться. Его главная задача – возместить ущерб, а кто будет это делать, виновник или страховая компания, для него не имеет существенной разницы.
ДТП по вине дорожных служб, кто виновен и куда жаловаться?
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению препятствий в движении, ограничению или временной остановке движения транспортных средств на отдельных участках автомобильных дорог в случаях, когда использование таких участков создает угрозу безопасности движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние автомобильных дорог, железнодорожных переездов или иных дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(п. 1 ст. 12.4 КоАП РФ).
Если при этом причинен вред здоровью легкой и средней степени тяжести, размер штрафа увеличивается до 50-100 тысяч рублей для физических лиц и до 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
Вину дорожных служб устанавливает сотрудник ГИБДД, это фиксируется во всех протоколах. Ответственность осуществляется через суд.
Например, если на подъездной дорожке обнаружены строительные материалы, которые не огорожены предупредительными знаками, ответственность за несчастный случай несет ваш арендодатель. Тяжесть наказания зависит от тяжести аварии.
Какие общие ограничения максимальной скорости в 2021 году?
Многие автомобилисты считают, что ограничения есть только в населенных пунктах и за их пределами (60 и 90 км/ч соответственно), а также на трассах и в жилых массивах (110 и 20 км/ч соответственно). И скорость может быть ограничена дорожными знаками. Это далеко не так, хотя на большинстве дорог в России именно такие цифры.
В городах и населённых пунктах
Внутри населенного пункта, по сути, общий скоростной режим составляет 60 км/ч по ПДД (п. 10.2 Регламента). Также населенность не определяется наличием жилых домов или других построек; начало и конец их определяются дорожными знаками, вот так:
Но это только в том случае, если вы едете по дороге общего пользования вне двора или прилегающей территории, вне запретной зоны и других знаков и ряда других условий. Давайте посмотрим, какие еще есть варианты.
- Если вы буксируете другой автомобиль, то можете ехать не 60, а максимум 50 км/ч (п. 10.4 ПДД).
- Кроме того, если на определенном участке дороги установлен знак ограничения скорости, вы не можете двигаться со скоростью, превышающей скорость, указанную на этом знаке. Обратите внимание, что предел может быть выше 60; в этом случае администрация города признала этот участок безопасным и разрешила движение сверх общего лимита. Это возможно благодаря примечанию к пункту 10.2. Однако в любом случае такое послабление не может превышать установленный лимит в пределах населенных пунктов — 110 км/ч, то есть сигнал в городе не может превышать это значение.
- И даже если вы тот редкий случай, передвигаетесь на тихоходных транспортных средствах, то вам нельзя превышать значение, указанное на знаке для этой техники (чаще всего 30 км/ч).
В жилой зоне
В целом там, где могут быть пешеходы или велосипедисты, скорость транспортных средств ограничена до 20 километров в час. Заметим, что это относится и к велосипедистам, так как велосипед по определению является тем же транспортным средством.
Всего этот лимит установлен в 3-х категориях участков дорог:
- в жилом районе (обозначен соответствующим знаком),
- во дворах (даже если нет сигнала),
- в велосипедных зонах.
На трассе – вне населённых пунктов
А здесь еще больше ограничений. Суммарно они составляют 90 км/ч: при отсутствии знаков ограничения скорости, при вождении автомобиля или мотоцикла, не буксировке прицепа или другого автомобиля и ряде других факторов. Давайте посмотрим их все!
- Так, максимальная скорость 90 км/ч установлена для следующих транспортных средств (п. 10.3 ПДД):
- машины,
- мотоциклы,
- грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой (указанной в СТС) не более 3,5 тонн,
- междугородние автобусы,
- маленькие автобусы.
- Внутригородские маршрутные автобусы могут двигаться по междугороднему маршруту со скоростью до 70 км/ч (при этом не имеет значения, совершает такой автобус маршрутный рейс или нет).
- Это же правило распространяется на грузовики свыше 3,5 тонн, не более 70 км в час.
- Кроме того, управлять автомобилем с прицепом можно со скоростью не более 70 км/ч.
- Если грузовик перевозит людей сзади (при этом его масса может быть менее 3,5 т), то он не может двигаться быстрее 60 км/ч, как в городе.
- Такое же ограничение скорости согласно ПДД в 60 км/ч действует для автобусов, перевозящих детей в организованном порядке (с соответствующей табличкой на стекле).
- Если на этом участке за пределами населенного пункта стоит дорожный знак с другим ограничением, то такой знак имеет приоритет — нельзя ехать быстрее установленного на нем ограничения. Также, как и в городах, максимальная скорость здесь может быть выше 90 км/ч, а это значит, что данный проезд данного участка дороги по мнению властей безопасен, и можно ехать со скоростью, указанной на знаке (и даже превышают на 20 км/ч, но тут есть тонкость, о ней мы поговорим чуть ниже). В любом случае верхний предел разрешенной скорости не может быть выше 110 км/ч, а сама дорога должна быть обозначена знаком 5.1 (и это относится только к легковым автомобилям) следующего содержания:
- И снова о буксировке — так же, как и в городах, буксировать другую машину можно не более чем на 50 км/ч.
Показания спидометра автомобиля могут сильно отличаться от его фактической скорости. Согласно п. 5.4 Правил ЕЭК ООН № 39, при поверке спидометров скорость по прибору должна быть не менее фактической скорости транспортного средства.
Существует также формула, по которой рассчитываются истинные диапазоны скоростей для различных показаний приборов. Если спидометр показывает 60 км/ч, то реальная скорость будет между 51 и 60 км/ч. Соответственно, при 90 км/ч — от 78 до 90 км/ч, при 110 км/ч — от 96 до 110 км/ч.
Водителям крайне желательно знать реальную скорость своего автомобиля при различных показаниях спидометра, чтобы не потерять управление. Это можно сделать с помощью браузера или подключившись к бортовому компьютеру.
На автомагистрали
Выше мы подробно описали ограничение скорости при движении по дорогам вне населенных пунктов. Однако если этот участок оборудован дорожным знаком, то такие правила несколько меняются.
- Общее ограничение скорости согласно ПДД на автомагистралях составляет 110 км/ч (п. 10.3). С такой скоростью могут двигаться легковые автомобили без прицепа, мотоциклы и грузовики до 3,5 тонн.
- Любой автобус может двигаться со скоростью не более 90 км/ч.
- Такой же лимит установлен для легковых автомобилей с прицепами и грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн.
- Если грузовик перевозит людей сзади, то ограничение снижается до 60 км/ч. Это же правило распространяется на автобусы, перевозящие детей в организованном порядке.
- Максимальная скорость буксировки по шоссе составляет 50 км/ч.
- Если законодатели этого участка трассы решили увеличить допустимую скорость, то могут, но не более 130 км/ч (это вообще максимальная «максималка», разрешенная для установки на дорогах общего пользования в России). Однако это ограничение также распространяется только на мотоциклы, легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн.
Отдельно отметим минимальную скорость, установленную на трассах. Даже преподаватели автошкол обычно учат, что это 40 км/ч. Это неправда, в ПДД, действующих на 2021 год, такого нет. Есть только одно правило (п. 16.1) о том, что по такой дороге нельзя ездить автомобилям, максимальная расчетная скорость которых меньше 40 км/ч ч . Но не запрещается ехать медленнее на других транспортных средствах.
Крупногабаритные, тяжеловесные грузовики и перевозящие опасные грузы
Существует отдельное ограничение скорости для транспортных средств следующих категорий:
- большой размер,
- тяжелый,
- перевозки опасных грузов.
Однако значений их максимальной скорости вы не найдете в ПДД 2021 г. Такие автомобили могут ездить, согласно ограничениям в их сопроводительных документах. Именно это предписывает пункт 10.4 Правил.
Сводная таблица
Итак, давайте теперь подытожим и рассмотрим в табличной форме все возможные ограничения скорости на разных участках дорог и для разных транспортных средств.
Населенный пункт, признаков ограничений нет, находится не в жилой зоне, двор и велозона | 60 км/ч 50 км/ч – при буксировке другого автомобиля |
В жилых районах, во внутренних двориках и на велосипедных площадках | 20 км/ч |
Есть знак ограничения скорости | Максимальный лимит ограничен этим дорожным знаком |
Медленное транспортное средство | На всех трассах скорость не выше указанной на знаке для этого слизняка |
Вне населенных пунктов, если это не автомагистраль и нет знаков ограничения скорости | 90 км/ч — для мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей до 3,5 тонн, междугородних и малых автобусов 70 км/ч — для легковых автомобилей с прицепами, маршрутных автобусов и грузовых автомобилей массой более 3,5 т 60 км/ч — для грузовиков, перевозящих людей в тылу, а также для организованной перевозки детей 50 км/ч — для транспорта, буксирующего другой автомобиль |
На трассе при отсутствии ограничений по дорожным знакам | 110 км/ч: для мотоциклов, легковых автомобилей без прицепа и грузовиков до 3,5 т легковых автомобилей 90 км/ч — для автобусов, грузовиков свыше 3,5 тонн 60 км/ч — для перевозки пассажиров в кузове и для организованной перевозки детей 50 км/ч — при буксировке |
Если там отмечено ограничение | Предел указан в этой маркировке. Дублирует знак ограничения скорости, за исключением случаев, когда он установлен на перекрестке в зоне знака 5.31 |
Перевозка негабаритных большегрузных автомобилей и опасных грузов | Ограничение установлено в прилагаемых документах |
Нововведения в скоростном режиме
Сразу скажу, что пока никаких нововведений не было. Буквально на днях просочилась информация о том, что Всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимальную скорость в городах до 50 км/ч. Целью этого изменения является снижение травматизма на дорогах. Во многих странах Европы максимальная скорость в городах составляет 50 и даже 40 км/ч.
Я за эти изменения. Но, честно говоря, я думаю, что такие изменения не дадут должного эффекта. Я приведу вам свои аргументы. Тяжесть аварий, безусловно, зависит от скорости транспортных средств перед столкновением. Поэтому, казалось бы, снижение максимальной скорости должно привести к улучшению ситуации на дорогах. Но в настоящее время большинство водителей не придерживаются установленной скорости 60 км/ч, поэтому не будут соблюдать и 50 км/ч. Многие сегодня в городах ездят со скоростью 90-120 км/ч и будут продолжать это делать.
Так как же уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий? Ответ здесь очевиден, необходимо увеличить штрафы за превышение скорости, например, в 10 раз. Водители, конечно, сэкономят свои копейки. Это снизит аварийность (если этот абзац вдруг прочитает человек, имеющий отношение к принятию законов, рассмотрите мое предложение). Даже в тех же европейских странах, где скорость меньше 60, штрафы за превышение скорости гораздо выше, чем у нас.
Есть ли минимальное ограничение?
Есть. Но в очень редком случае. И в медлительности есть великая тонкость. Идём по порядку!
Минимальное ограничение установлено только в одном случае: транспортным средствам, скорость которых не может превышать 8 км/ч, не разрешается проезжать через железнодорожный переезд без специального разрешения. Это установлено в п. 15.3 ПДД.
Выше мы выяснили, что минимальная скорость, разрешенная на шоссе в 40 км/ч, является «ложной» и не соответствует действительности. В действующих ПДД 2021 года такого правила нет.
Однако в пункте 10.5 Правил сказано, что нельзя двигаться слишком медленно, если это мешает другим водителям. Однако насколько медленным это может быть, в Правилах не указано. На самом деле, двигаясь на машине со скоростью 85 км/ч при разрешенных 90, уже можно создавать помехи. Но достаточно ли это медленное путешествие, чтобы интерпретация АСД охарактеризовала его как «небольшое»? На этот вопрос нужно будет отвечать в каждом конкретном случае, поскольку лицо или суд, рассматривающие конкретное дело, будут решать, имеет ли место нарушение, основываясь на своих собственных убеждениях.
Еще ПДД запрещают резкое торможение без причины в том же пункте.
Изменение лимита скорости
Со знаками, снижающими разрешенную скорость, вроде бы все понятно: если мы едем в городе в районе запрещающего знака «40», то мы не можем ехать быстрее 40, а не 60 км/ч, так как запрещающий знак движение имеет приоритет.
Выше мы узнали, что таким образом местные власти также могут увеличить допустимую скорость. Например, по трассе до 110 км/ч, установив соответствующий знак. И это совершенно законно.
А еще есть знак 5.31, который указывает на зону ограничения. То есть он распространяется не на ближайший перекресток (или другие места, прерывающие его зону действия), а на другой сигнал, сводящий на нет его действие. Вот как они оба выглядят:
Поэтому, увидев такой знак, также следует помнить, что вы находитесь в зоне ограничения скорости 30 км/ч и не ехать быстрее, пока не встретите знак 5.32 (справа на изображении выше).
При ограничении скорости на одном участке дороги более чем на 20 км/ч по сравнению с максимальной на предыдущем участке согласно ГОСТ Р 52289-2019 должно применяться ступенчатое ограничение скорости, с каждым шагом не более 20 км/ч километров в час, при этом знаки должны располагаться на расстоянии 100-150 метров за пределами населенного пункта и 50-100 метров внутри населенного пункта.
Часто из-за нарушения расстановки знаков на дороге водители не успевают затормозить до нужной «отметки», где их может поджидать камера или засада ГИБДД.
Знак «Ограничение скорости»
Выше были рассмотрены общие ограничения скорости, действующие на дорогах России в 2021 г. Однако, помимо них, максимальная скорость может быть дополнительно ограничена специальным дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости». При наличии такого знака водитель должен двигаться со скоростью, не превышающей значение, указанное на знаке.
Рассмотрим знак 90 км/ч в городе. Хотя число на знаке превышает максимальную скорость в населенных пунктах (60 км/ч), этот знак не является ошибкой. Этот знак разрешает движение с максимальной скоростью до 90 км/ч даже в черте города. Устанавливается на безопасных путях по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 10.2 ПДД).
Рассмотрим знак с ограничением скорости 140 км/ч. Как действовать при наличии такого сигнала? Суть проблемы в том, что указанный признак не имеет смысла. Максимальная скорость на дорогах РФ 130 км/ч (п. 10.3 ПДД). Ни в коем случае нельзя превышать эту скорость. Так вот, после такого знака в городе нужно ехать не 140, или 130, а 60 км/ч, потому что знак поддельный.
Ограничение в виде разметки
Бывает, что действующие ограничения скорости устанавливаются не только знаками, но и специальной разметкой: 1.24.2. Вот как это выглядит:
Если он есть, вы должны соблюдать установленное на нем ограничение скорости. В противном случае вы не можете. Дело в том, что сама такая разметка существует только для дублирования соответствующего запрещающего дорожного знака. Также по ГОСТ 52289-2019 его можно наносить только в том же месте, где находится знак.
Но есть исключение! Такая разметка также может указывать на ограничение скорости в районе описанного выше знака 5.31. При этом применяется после каждого перекрестка (но для этого не требуется) — п. 6.2.29 указанного ГОСТа. То есть при этом нужно еще и соблюдать скорость не выше той, что указана на маркировке.
В остальных случаях, если на дороге обозначено ограничение скорости, но рядом с ним нет запрещающего знака, то, по сути, он не имеет юридической силы и вы не обязаны по нему следовать.
Тонкость превышения на 20 км/ч
Многие автовладельцы считают, что их скорость, согласно простой формуле текущий предел + 20 км/ч, является безнаказанным превышением.
Но это не так. Ведь в статье 12.9 КоАП РФ, которая отвечает за штрафы и сроки лишения прав за превышение скорости, ответственности за езду быстрее установленной в этом разделе скорости в 20км/ч вы не найдете.
Это не означает, что его можно безнаказанно превысить. Дело в том, что в законодательстве предусмотрена не только административная ответственность, но и гражданская. Проще говоря, каждое нарушение всех участников ДТП может быть причиной аварии и, следовательно, указывать на определенную степень вины. Это предписано судебной практикой 2021 года. То есть, если, например, вам не уступили дорогу на перекрестке и вы превысили скорость на 19 км/ч, то вина в ДТП может быть признана обоюдной и частичной вина может пасть на вас.
Будет еще хуже, если это полностью ваша вина. В этом случае превышение скорости будет отягчающим обстоятельством при вменении ответственности. Особенно это актуально при назначении уголовного наказания, например, по статье 264 УК РФ, если водитель нанес пешеходу не менее тяжкие телесные повреждения.
Соответствие скорости условиям на дороге
В Правилах есть сложный пункт 10.1. Это указывает на то, что вам следует выбирать скорость не только исходя из описанных выше (и ниже) ограничений, но и с учетом дорожных, погодных и других условий. И главная фишка этого правила ПДД в том, что оно фактически перекладывает обязанность следить за опасностью на дороге, даже если ее на ней быть не должно, на водителя, говоря, что он должен выбрать скорость, которая обеспечит безопасность и возможность затормозить до полной остановки перед столкновением.
Например, ехать ночью с работающими фарами, освещающими дорогу впереди на 20 метров. А его тормозная система (тоже полностью ремонтопригодная) обеспечит тормозной путь в 25 метров при скорости 90 км/ч (средние значения ПДД). То есть получается, что, двигаясь с допустимой скоростью 90 километров в час по трассе при отсутствии запрещающих знаков, вы не успеете заметить темный предмет, чтобы остановиться, не столкнувшись с ним. Таким образом, вы нарушаете пункт 10.1.
ГИБДД часто выдает нарушение данного пункта при наезде водителя на стоящую (припаркованную) машину, яму, люк, выбоину на дороге, открытый люк, дикое животное и другие предметы и живность на дороге , чего на самом деле не должно быть на нем.
Размеры штрафа
Все меры ответственности за нарушения скоростного режима установлены статьей 12.9 КоАП РФ, в нескольких частях которой установлены свои штрафные санкции в размере превышения.
от 0 до 20 км/ч | Нет наказания |
От 20 до 40 км/ч | 500 рублей (ч. 2 ст. 12.9 Кодекса) |
от 40 до 60 км/ч | От 1000 до 1500 рублей (часть 3) |
от 60 до 80 км/ч | 2000 — 2500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 4) |
Более 80 км/ч | 5000 рублей или лишение прав на шесть месяцев (часть 5) |
Многократное превышение 40-60 км/ч | 2000 — 2500 рублей (часть 6) |
Неоднократные превышения скорости более 60 км/ч | 5000 за камеру или лишение прав на 1 год (часть 7) |
Кроме того, в нашей стране существует штраф за превышение средней скорости. Это когда 2 фотокамеры, расположенные на заданном расстоянии друг от друга, снимают автомобиль и вычисляют его скорость между собой за счет времени. Когда-то Верховный суд объявил такие наказания незаконными, но на практике они применяются до сих пор.
При фиксации нарушения сотрудником ГИБДД
Превышение скорости | Наказание за первое нарушение | Штраф за повторное нарушение |
0 — 20 км/ч | не наказан | не наказан |
20 — 40 км/ч | 500 рублей | 500 рублей |
40 — 60 км/ч | 1000 — 1500 руб | 2000 — 2500 руб |
60 — 80 км/ч | 2000 — 2500 рублей или лишение водительских прав на 4-6 месяцев | приостановка на 1 год |
80 км/ч и более | 5000 рублей или лишение водительских прав на 6 месяцев | приостановка на 1 год |
Следовательно, чем выше ограничение скорости, тем серьезнее потенциальный штраф.
Примечание. Повторным превышением скорости считается превышение скорости, совершенное в течение 1 года со дня уплаты штрафа или окончания срока лишения свободы за предшествующее аналогичное нарушение.
На практике превышение скорости может фиксироваться как сотрудниками ГИБДД вручную, так и с помощью автоматических камер видеофиксации превышения скорости.
При фиксации превышения скорости камерами
В 2021 году именно камеры фиксируют наибольшее количество превышений, поэтому предлагаю рассмотреть особенности наложения штрафов автоматическими средствами.
В этом случае есть 3 основных правила:
- За зафиксированное камерой нарушение водитель не может быть отозван или предупрежден.
- Максимальный размер штрафа налагается на водителя, если соответствующая статья предусматривает лишение прав.
- Минимальный штраф налагается на водителя, если соответствующей статьей не предусмотрено лишение прав.
Размеры штрафов за превышение скорости, зафиксированные с помощью автоматической видеозаписи:
Превышение скорости | Наказание за первое нарушение | Штраф за повторное нарушение |
0 — 20 км/ч | не наказан | не наказан |
20 — 40 км/ч | 500 рублей | 500 рублей |
40 — 60 км/ч | 1000 рублей | 2000 руб |
60 — 80 км/ч | 2500 руб | 5000 руб |
80 км/ч и более | 5000 руб | 5000 руб |
Как проверить штрафы за превышение скорости?
Большинство штрафов за превышение скорости выдаются автоматическими камерами, то есть невидимыми для водителя. В связи с этим рекомендую время от времени пересматривать штрафы и при необходимости оплачивать их со скидкой 50 процентов.
Проверять лучше по номеру техпаспорта, потому что автоматические штрафы «привязаны» к этому документу, а не к водительскому удостоверению.