- Понятие «дорожно-транспортное происшествие»
- Последнее изменение термина ДТП
- Кто является участником ДТП?
- Кто считается виновником ДТП?
- Признаки ДТП
- Причины ДТП
- Какие выделяют виды ДТП?
- По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
- По характеру вреда:
- По количеству участников
- По степени тяжести телесных повреждений:
- Тонкости отдельных видов происшествий
- Столкновение
- Опрокидывание
- Наезд на пешехода
- Наезд на велосипедиста
- Наезд на гужевой транспорт
- ДТП с участием более двух автомобилей
- Бесконтактные ДТП
- На парковке
- Столкновение с предметами (наезд на препятствие)
- Что не является ДТП?
- ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
- Обязанности водителя при аварии
- Ударили на парковке: ДТП или нет?
- Слегка притёрлись (зеркалами)
- Действия при ДТП
- Ответственность за ДТП
- Гражданско-правовая ответственность
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Штрафы за создание ДТП
- Штрафы после ДТП
- Ответственность за оставление места ДТП
- Статистика ДТП в России и в мире
- Памятка водителю при ДТП
- Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?
- Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?
- Можно заполнить документы самостоятельно?
- Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?
- Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?
- Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?
- Кто должен сообщить страховой о ДТП?
Понятие «дорожно-транспортное происшествие»
В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 ПДД:
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге и с его участием, в результате которого погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, конструкции, груз или нанесен иной материальный ущерб.
Эта концепция содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:
- событие произошло во время движения транспортного средства;
- автомобиль принимает непосредственное участие в этом событии;
- есть ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).
Если хотя бы одно из условий не выполнено, то нельзя говорить о том, что произошла авария. Разберем эту тему подробнее.
1. Авария происходит только во время движения автомобиля по дороге.
Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а обратная ситуация, т.е падение пешехода на стоящую машину, не является дорожно-транспортным происшествием.
2. Дорожно-транспортным происшествием считается только факт вмешательства транспортного средства.
Например, наезд на пешехода окурком, брошенным из окна автомобиля, не является несчастным случаем. Даже если окурок прожег одежду, то есть нанес ущерб.
3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если оно повлекло причинение вреда жизни или здоровью людей, транспортных средств, сооружений, груза либо иной материальный ущерб.
Например, дорожно-транспортным происшествием не считается дорожно-транспортное происшествие, например, незначительное автомобильное столкновение, при котором только стирается пыль с бампера и не остаются трещины, сколы, царапины и другие повреждения. Поэтому в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие функции, связанные с ДТП. Также в этом случае не может быть назначено наказание за сокрытие с места ДТП.
Последнее изменение термина ДТП
В 2001 году этот термин был изменен в последний раз, и изменение было значительным, хотя на самом деле незначительным. К перечню условий возникновения дорожно-транспортного происшествия добавляются иные материальные убытки.
Дорожно-транспортным происшествием называется событие, произошедшее во время движения транспортного средства по автомобильной дороге и с его участием, в результате которого погибли или пострадали люди, были повреждены транспортные средства, грузы, конструкции. | Дорожно-транспортным происшествием является событие, происходящее во время движения транспортного средства по дороге и с его участием, в результате которого гибнут или получают травмы люди, наносится ущерб транспортным средствам, сооружениям, грузу или иной материальный ущерб. |
До этого, если, например, сами автомобили не были повреждены, но в результате аварии у водителя сломался телефон, то это не считалось аварией.
Кто является участником ДТП?
Еще раз вернемся к определению пункта 1.2 ПДД:
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге и с его участием, в результате которого погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, конструкции, груз или нанесен иной материальный ущерб.
Исходя из этого пункта, можно выделить следующих участников аварии:
- Водитель транспортного средства, причинившего ущерб.
- Другие участники дорожного движения, понесшие ущерб.
Например, проезжая через жилой район, автомобиль задел футбольный мяч. Машина не пострадала, шар лопнул. Участниками аварии являются водитель автомобиля и владелец мяча.
Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной трассе и на него «прыгает» проезжающая машина. Водитель решает свернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате машина вылетела на обочину и получила серьезные повреждения.
Встречный автомобиль, который совершал обгон, не получил повреждений и вообще не участвовал в столкновении.
В этом случае в ДТП участвует только водитель автомобиля, который вылетел на обочину.
Кто считается виновником ДТП?
Виновником ДТП является водитель, нарушение которого стало причиной аварии. Если оба водителя до столкновения нарушили правила, виновными могут быть признаны оба водителя.
При этом отсутствие нарушения правил автоматически делает водителя виновным.
Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный свет, а водитель автомобиля 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение совершил каждый из водителей, но причиной аварии стал проезд на красный свет.
С другой стороны, если водитель автомобиля 3 сворачивает с боковой улицы, а водитель 4 движется задним ходом через перекресток, виновными могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна определяться в каждом конкретном случае.
Признаки ДТП
Чтобы правильно квалифицировать ДТП, произошедшее на дороге, нужно определить признаки:
- Инцидент произошел в силу обстоятельств, зависящих от действий или бездействия лица. Последствия происшествия разворачиваются без вмешательства человека.
- По крайней мере, одно транспортное средство должно двигаться. Если повреждение автомобиля произошло в результате отлетевшего с дороги камня, это не ДТП.
- Инцидент произошел в результате дорожного движения. Движение во дворах, на прилегающих территориях должно осуществляться в соответствии с правилами дорожного движения. Если транспортные средства сталкиваются на замерзшей реке, это не несчастный случай.
- В аварии участвовало как минимум одно транспортное средство, техническое устройство, предназначенное для перевозки людей и грузов по автомагистралям. Толкающий трактор со специальным тягово-сцепным устройством, которое идет в комплекте, не является транспортным средством. Если вы попадете в аварию на дороге, это не будет считаться аварией.
- Последствия носят материальный или физический характер: травмы и травмы людей, повреждения автомобилей и т.п.
Важно! Если водитель наехал на пешехода, но пешеход никак не пострадал, то происшествие не будет квалифицировано как ДТП, даже если водитель нарушил правила дорожного движения. Но, если пешеход уронил и разбил телефон, это уже материальный ущерб. Произошедшее будет квалифицировано как дорожно-транспортное происшествие и, одновременно, нарушение правил.
Причины ДТП
Они могут быть разными, но всегда есть человеческий фактор. Основная причина – нарушение правил, согласно которым необходимо ездить по дорогам. Водители часто игнорируют дорожные знаки. Причиной дорожно-транспортных происшествий могут быть:
- пренебрежение сигналами светофора;
- нарушение скоростного режима;
- нарушение правил пересечения перекрестков;
- игнорировать запрещающий сигнал светофора;
- нахождение водителя в состоянии опьянения или иного опьянения;
- несоблюдение правил дорожного движения на железнодорожных переездах;
- другие причины.
Важно! Пешеход также может стать причиной аварии на дороге. Например, он пересек дорожное полотно в неположенном месте, водитель, чтобы не разбиться, пересек сплошную линию и врезался во встречную машину. Оба водителя ехали по правилам, причиной аварии стал небрежный пешеход.
Какие выделяют виды ДТП?
Инциденты можно разделить на различные типы в зависимости от характеристик.
По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
- столкновение — авария из-за соприкосновения средств друг с другом, поездов, наезд на внезапно затормозивший автомобиль;
- опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство перевернулось;
- столкновение с неподвижным транспортным средством: движущееся транспортное средство столкнулось с неподвижным транспортным средством или прицепом;
- наезд на препятствие — транспортное средство столкнулось с неподвижным объектом (зданием, забором, ограждением, зелеными насаждениями, столбами) или получило удар;
- наезд на пешехода — дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобиль наезжает на человека либо последний сталкивается с транспортным средством, грузом или перевозимыми предметами;
- столкновение с велосипедистом – автомобиль сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
- столкновение с гужевой повозкой: авария, при которой транспортное средство сталкивается с повозками, запряженными животными, или с самими животными;
- падение пассажира — люди, перевозимые в автомобиле, выпадают из транспортных средств или внутри них из-за изменения скорости или траектории движения.
- другие виды ДТП: любой вид ДТП, который нельзя отнести к предыдущим: отскок колеса о пешехода, столкновение с летящим грузом и т.п
Бывают и аварии без контакта, не указанные в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников дорожного движения на действия, причиняющие им вред, но физического контакта между транспортным средством нарушителя и потерпевшими нет.
По характеру вреда:
- незначительный;
- большой;
- при повреждении автомобиля;
- с повреждением нетранспортных средств;
- с причинением вреда здоровью человека;
- со смертью людей.
По количеству участников
- водитель;
- два участника (чаще всего);
- трех и более участников.
По степени тяжести телесных повреждений:
- легкая — кратковременное состояние здоровья;
- среднесрочное расстройство здоровья;
- тяжелая: угрожающая жизни в момент травмы потеря органа или его функции, прерывание беременности, постоянная нетрудоспособность или утрата профессиональных навыков;
- смерть;
- серьезные ситуации: смерть нескольких или ранение многих людей.
Согласно Правилам, погибшим в ДТП признается лицо, смерть которого наступила в результате действий других участников дорожного движения в момент ДТП или в течение семи суток в результате телесных повреждений.
Лицо считается пострадавшим в результате несчастного случая, если оно получило телесные повреждения и повреждения, требующие амбулаторного лечения или пребывания в стационаре не менее суток.
Тонкости отдельных видов происшествий
Выше мы рассмотрели довольно простые стандартные примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым неоднозначная судебная практика или требуется разъяснение каких-то тонкостей. Давайте посмотрим на некоторые примеры!
Столкновение
Это физический контакт одного транспортного средства с другим. Машин может быть несколько. В случае физического контакта автомобиля с поездом, произошедшего в результате нарушения правил проезда через железнодорожные переезды, инцидент будет квалифицирован как столкновение.
Опрокидывание
Если движущееся транспортное средство перевернется на бок или на крышу, инцидент будет классифицироваться как опрокидывание. Причина – потеря контроля над транспортным средством водителем.
Важно! Если транспортное средство перевернется на крышу или бок в результате сильного столкновения с другим транспортным средством, инцидент также будет классифицироваться как опрокидывание.
Наезд на пешехода
Это наезд на пешехода, переходящего дорогу в установленном или неположенном месте. Неважно, пострадал пешеход или нет.
Наезд на велосипедиста
Велосипедист — такой же участник дорожного движения, как автомобили и мотоциклы. Ситуация очень похожа на предыдущую, но пострадавший не ходит, а ездит на велосипеде.
Причиной аварии может быть велосипедист или сам водитель. Происшествие классифицируется как столкновение.
Наезд на гужевой транспорт
К гужевым транспортным средствам относятся повозки, повозки и другие средства передвижения, управляемые животными (не обязательно лошадьми). В городе такие вагоны не встречаются, а вот за городом вероятность аварии возрастает.
Неважно, кто начал аварию: автомобиль или гужевая повозка. Авария будет считаться столкновением.
ДТП с участием более двух автомобилей
Если столкнулись несколько автомобилей, это тоже ДТП, но с участием более двух транспортных средств. Аналогичная ситуация, если в результате аварии пострадали несколько пешеходов.
Порядок возмещения вреда пострадавшим определяется исходя из многих факторов. Взаимодействуют сразу несколько страховых компаний, которые определяют размер ущерба по ОСАГО и занимаются возмещением. В таких случаях нередки судебные разбирательства.
Бесконтактные ДТП
На дороге может возникнуть ситуация, когда автомобиль или пешеход не испытывает какого-либо контакта с другим автомобилем или пешеходом, получая при этом повреждения.
Для более содержательного понимания стоит привести пример. Один участник дорожного движения «подрезает» другого и уезжает. Второй участник, чтобы избежать столкновения, выполняет маневр – «уходит в сторону». Если «сбоку» нет препятствий, повреждений можно избежать. Но чаще «сбоку» находится дерево, «дробилка», забор или другое препятствие. Машина сталкивается с ним. Преступник тихо уходит.
Второй пример. Груз падает с грузовика впереди, повреждая автомобиль сзади. В обоих случаях виноват водитель «головной» машины: его разыскивают и привлекают к ответственности.
На парковке
Авария может произойти и с неподвижным автомобилем. Часто такая авария происходит на парковках, стационарных или возле жилых домов.
Столкновение с предметами (наезд на препятствие)
Автомобиль может столкнуться с препятствием, неподвижным объектом. Например, с уличным фонарем, рекламным столбом. Неважно, столкнулся ли водитель с каким-либо объектом или столкнулся с ним. Инцидент будет считаться несчастным случаем, и потребуется соответствующая документация.
Что не является ДТП?
Нельзя относить к авариям ситуации, при которых транспортные средства не участвовали в происшествии, не двигались или никто не пострадал.
Также, если столкновение произошло вне мест, где движение регламентировано ПДД, то это не ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то причиненный ущерб необходимо рассматривать с гражданско-правовой точки зрения.
ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
Итак, чтобы та или иная ситуация считалась несчастным случаем, необходимо выполнение ряда условий:
- автомобиль, попавший в аварию, должен двигаться,
- транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
- машина должна участвовать в этом событии,
- следствием ситуации должно быть одно из следующих условий:
- причинил материальный ущерб (ущерб) имуществу,
- автомобиль (любой) должен быть поврежден,
- вред здоровью человека,
- люди погибли.
Очки за номера: все условия должны быть соблюдены, чтобы это считалось несчастным случаем. Дополнительные подпункты пункта 4: должны быть соблюдены любые условия. Все эти последние условия, исходя из фразы «в силу чего», должны быть выполнены в непосредственной связи с наступившим событием. То есть, если машина, например, врезалась в столб, а на другом конце улицы упал пешеход и ушиб колено, то случай перехода формально не является ДТП.
Обязанности водителя при аварии
Является ли та или иная ситуация дорожно-транспортным происшествием или нет, влияет на обязанность водителя соблюдать пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти пункты кратко связывают любого водителя в случае аварии:
- поставить знак аварийной остановки
- активировать аварийный режим
- если вина не вызывает споров, ущерб менее 100 тысяч рублей, пострадавших и погибших нет, составить европротокол,
- в противном случае позвоните в полицию и следуйте инструкциям.
Необязательно выполнять все эти пункты, если «заварушка», в которую вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязательств вас могут наказать штрафом от 1000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.
Давайте теперь рассмотрим типичные инциденты, которые вызывают вопросы у ваших участников, случайность это или нет!
Ударили на парковке: ДТП или нет?
Так инцидент, как наезд на стоящую на стоянке машину, по сути причинил ущерб, машина участвовала в событии. Вопрос только в том, двигалась ли машина или нет; ведь это тоже предпосылка для того, чтобы считать такую ситуацию несчастным случаем.
И ответ на этот вопрос довольно прост:
- если обе машины стояли, например, удар был из-за открытия двери, возможно кто-то просто пнул чужую машину, образовав вмятину, то это не ДТП (условие по 1 пункту выше не выполнено),
- если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.
В последнем случае, к сожалению, сотрудники ГИБДД также могут отказаться приезжать на место происшествия и сообщить о ДТП. Европейский протокол тоже нет смысла составлять: страховая компания платит по ОСАГО только за ДТП.
В такой ситуации следует вызвать участкового для возмещения ущерба и самого события, а затем требовать возмещения ущерба непосредственно от виновника.
Кроме того, следующие происшествия не являются несчастными случаями:
- пожар по вине пешеходов,
- кража,
- любой другой ущерб, причиненный остановившемуся автомобилю не движущейся машиной, а кем-то другим.
Аварией считается, если автомобиль врезался в какую-либо конструкцию: остановку, здание, дорожные знаки или другие конструкции.
Слегка притёрлись (зеркалами)
Еще одна важная тонкость ПДД 2021 года – вопрос о том, считать ли аварией ситуацию, в которой касание произошло лишь незначительно. Но, если еще раз взглянуть на условия пункта 4 выше, то ответ становится простым: если нет ущерба и иного материального ущерба (очевидно, травмы и, тем более, гибель людей здесь маловероятны), то нет есть авария
Например, вы немного привыкли к зеркалам с другой машины. Если в результате этого последние просто погнулись (или не погнулись), повреждений на них нет (и не то что видимых, а вообще нет), то это не случайность. Вы можете уйти, ни о чем не беспокоясь.
Но на практике в 2021 году нередки случаи, когда второй участник неожиданно обнаруживает порчу позже, когда он уже ушел. В этом случае вернитесь на место аварии, позвоните в полицию и сообщите, что другой участник (т.е вы) совершил наезд. И в этом случае вам может грозить лишение права управления автомобилем. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку, что повреждений нет, и все участники ДТП решили, что ДТП не было.
Действия при ДТП
О том, что делать с водителем, попавшим в аварию, написано в разделе 2 ПДД.
Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае следует сделать следующее:
- Остановите машину или остановитесь, в зависимости от ситуации.
- Включите аварийку, поставьте знак аварийной остановки.
При возникновении аварии необходимо остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию
- Ничего не трогайте на месте аварии. Если автомобиль, попавший в аварию, мешает нормальному движению, то необходимо расчистить дорогу. Перед этим желательно сделать фото или видео места ДТП, расположения транспортных средств на дороге, повреждений и других важных деталей ДТП.
В случае аварии водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки
- Сообщите о происшествии в полицию и ждите дальнейших указаний.
- При необходимости оказать помощь пострадавшим в аварии, вызвать скорую помощь.
Ответственность за ДТП
Ответственность за несчастный случай наступит, если он произошел по чьей-то вине, а не в силу каких-то непреодолимых объективных причин (например, стихийных бедствий). Вид ответственности и штрафа за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причиненного вреда, от того, пострадали ли люди в результате ДТП. Также учитывается, были ли нарушены правила дорожного движения и мог ли водитель избежать аварии. В большинстве случаев одновременно возникают несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, поэтому наказание за ДТП представляет собой совокупность штрафных санкций.
Гражданско-правовая ответственность
ДТП происходит практически во всех случаях, это денежная компенсация от виновной стороны всех убытков, причиненных в результате ДТП. Законодательно это закреплено в статье 1079 ГК РФ: гражданин обязан возместить ущерб, причиненный его автомобилем, если не докажет, что ущерб возник в результате действия непреодолимой силы, чрезвычайного и неизбежного события, например, стихийное бедствие — или намерение потерпевшего.
Водитель, совершивший аварию, должен быть готов возместить все причиненные убытки:
- За поврежденные материальные элементы: транспортные средства, перевозимые в них товары, здания и различные сооружения, получившие повреждения в результате ДТП.
- Расходы на уход и лечение пострадавших в результате аварии и возможную компенсацию морального вреда.
- Расходы на погребение, если человек погиб в результате несчастного случая; компенсации морального вреда своим близким.
Следует отметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника ДТП могут быть ниже, так как их полностью или частично оплатит страховая компания. Если материальный ущерб причинен в пределах 400 тысяч рублей, а вред здоровью — в пределах 500 тысяч рублей, то страховка покрывает его полностью; Любое превышение этих сумм должно быть выплачено лицу, виновному в аварии.
Административная ответственность
Глава 12 КоАП РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные взыскания за различные нарушения правил дорожного движения. Таким образом, административная ответственность при ДТП наступит, если оно было вызвано каким-либо из нарушений ПДД, указанных в КоАП РФ (но по закону вы будете нести ответственность за нарушение ПДД, а не случайно).
Кроме того, водитель, виновный в дорожно-транспортном происшествии, следствием которого явилось причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью человека, подлежит административной ответственности. Последствия в первом случае – штраф от двух до пяти рублей или лишение водительских прав на срок от одного года до полутора лет; во втором случае штраф от 10 до 25 тысяч рублей или права на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Возникает в том случае, когда авария имела наиболее тяжелые последствия: в результате аварии серьезно пострадали или погибли люди. При этом причиной аварии стало нарушение правил дорожного движения или правил управления транспортным средством водителем. В этом случае ответственность предусмотрена статьей 264 УК РФ. Сразу отметим, что летальным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и его смерть в течение ближайших 7 дней. Ниже приведен список последствий аварии и возможных наказаний в каждой ситуации.
- Серьезный вред здоровью человека (то есть создание опасности для жизни или поражение органа или его функций) причинен):
- ограничение свободы до 3 лет;
- принудительные работы до 2 лет (в дальнейшем к этому может быть добавлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет);
- арест на 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 2 лет (может быть добавлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет).
Кроме того, абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (в отличие от предыдущего случая, в котором такая санкция может быть, а может и не быть) добавить: на усмотрение суда).
- Серьезный ущерб здоровью человека был причинен в состоянии алкогольного опьянения водителя:
- принудительные работы на срок до 3 лет;
- лишение свободы на срок до 4 лет;
- Один человек умер:
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы до 5 лет;
- Один человек погиб, когда водитель был пьян:
- тюрьма от 2 до 7 лет;
- Два или более человека умерли:
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- лишение свободы до 7 лет;
- Два и более человека погибли, а водитель был пьян:
- лишение свободы от 4 до 9 лет.
Штрафы за создание ДТП
Столкновение автомобилей само по себе не является правонарушением, т.е за него не налагается штраф. Однако водитель может быть оштрафован за правонарушение, совершенное непосредственно перед аварией.
Например, если водитель проехал на красный свет, он получит штраф в размере 1000 рублей.
Однако наказание назначается не всегда:
Например, автомобиль, движущийся со скоростью 40 км/ч в населенном пункте, сталкивается с припаркованным транспортным средством. При этом был нарушен пункт 10.1 ПДД, но наказания за нарушение этого пункта не предусмотрено.
При совершении правонарушения водитель будет признан виновником аварии, но не получит за это штраф.
Штрафы после ДТП
Кроме того, законодательством предусмотрены различные наказания за правонарушения, совершенные после наезда:
- за оставление места ДТП можно получить лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или административный арест до 15 суток;
- за употребление алкогольных напитков, наркотических средств или психотропных веществ сразу после ДТП назначается лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет;
- 1000 рублей — штраф за другие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставил знак аварийной остановки после столкновения.
Ответственность за оставление места ДТП
Помимо ответственности за само ДТП и его последствия, российское законодательство предусматривает штрафные санкции за оставление участником ДТП места происшествия, поскольку такое поведение водителя противоречит его обязанностям, прописанным в разделе 2 ПДД. За такое поведение можно лишиться водительских прав на полтора-два года или арестовать на 15 суток (ст. 12.27 КоАП РФ).
Кроме того, правила дорожного движения запрещают водителю транспортного средства после ДТП, участником которого он стал, употреблять алкоголь, наркотики и другие подобные вещества. За нарушение этого правила последует штраф в размере 30 000 рублей и лишение водительских прав на срок 1,5-2 года (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).
Дорожно-транспортное происшествие – не самая приятная ситуация. Это отнимает много сил, нервов, времени, влечет за собой материальные затраты. Поэтому будьте очень осторожны на дороге.
Статистика ДТП в России и в мире
Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Для оценки его масштабов рекомендуется выяснить, сколько людей ежегодно погибает в автомобильных авариях в мире и в РФ. Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте ГИБДД, количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в России в 2018 году составило 16 412 человек, а 192 959 участников ДТП получили травмы. Всего за этот период произошло 151 291 несчастный случай.
Мировая статистика аварий весьма неоднозначна. По данным ВОЗ, ежедневно в автомобильных авариях погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварии получили серьезные травмы. Ежегодно около 1,25 миллиона человек становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. Значение показателя было установлено в 2007 году и с тех пор остается примерно на уровне 1. Статистика несчастных случаев по странам выглядит следующим образом:
- В Германии зафиксировано рекордное количество смертей. В прошлом году жертвами несчастных случаев стали 3177 человек. Уменьшилось количество погибших пешеходов и водителей автомобилей. Однако смертность среди мотоциклистов остается на высоком уровне.
- В США 11,4 смертей на 100 000 жителей. В 12% ДТП со смертельным исходом участвует пешеход. Более половины этих инцидентов происходят в Нью-Йорке. Это связано с высокой плотностью населения, проживающего в городе.
- Швейцария входит в число стран с наименьшим количеством дорожно-транспортных происшествий. Однако за последние 5 лет увеличилось количество аварий с участием велосипедистов.
- В Республике Беларусь наблюдается тенденция снижения количества аварий. В январе-сентябре в штате произошло 2241 ДТП, что в 1,5 раза меньше, чем в 2016 году и в 2 раза меньше, чем в 2015 году. В среднем в день происходит 5-6 ДТП. Большинство инцидентов происходит по средам и пятницам.
- В Украине наблюдается рост количества аварий. За 8 месяцев 2017 года количество ДТП увеличилось на 9%. В штате произошло более 17 000 аварий, в которых пострадали более 22 000 человек.
Часто причиной ДТП является алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя в разных странах показывает, что в 2022 году в России чуть более 3800 человек стали потерпевшими в состоянии алкогольного опьянения или автомобилистами, отказавшимися от прохождения освидетельствования. Еще 22 900 человек получили ранения различной степени тяжести. В США и Австралии на пьяных водителей приходится около 33% всех аварий со смертельным исходом, а в Новой Зеландии — 31%. В то же время Всемирную организацию здравоохранения также не устраивает антиалкогольное законодательство в некоторых странах ЕС: Франции, Финляндии и Испании. В среднем на пьяных водителей приходится около 20% аварий со смертельным исходом в развитых странах.
Памятка водителю при ДТП
В первую очередь нужно позаботиться о себе и своей семье, а также об окружающих. Для этого водителю необходимо знать, как не попасть в аварию и не создать аварийную ситуацию. Специалисты советуют строго соблюдать правила дорожного движения РФ, ездить только на ремонтопригодном автомобиле и быть предельно осторожным на дороге. Употребление алкоголя за рулем не допускается. Риск аварии есть всегда. Однако соблюдая правила, водитель максимально обезопасит себя от возникновения такой ситуации.
Однако если участником аварии стал человек, не стоит паниковать. Оценка ситуации и первые действия на месте ДТП должны осуществляться на основании пункта 2.5 ПДД РФ. Закон четко регламентирует, какие манипуляции должен совершать водитель.
Инструкции по действиям в случае аварии следующие:
- Участники происшествия оказывают первую помощь пострадавшим, если они есть, и способствуют их доставке в медицинские учреждения.
- Водители оценивают состояние автомобилей, пострадавших в аварии.
- При необходимости вызываются сотрудники ГИБДД.
- Готовятся документы для обращения в страховую.
- Водитель ждет решения о возврате денег.
Эксперты советуют следить за каждым этапом записи об аварии. Виновник происшествия не должен допускать неверного толкования своих действий и преувеличения причиненного ущерба.
Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?
Остановиться, включить аварийный сигнал и вывесить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, связанные с инцидентом.
Надевайте куртку, жилет или жилет-накидку с полосками из светоотражающего материала, если ДТП произошло вне населенных пунктов ночью или в условиях ограниченной видимости.
Оказать первую помощь пострадавшему. В экстренной ситуации примите меры, чтобы как можно скорее доставить их в медицинские учреждения.
Правила дорожного движения предписывают расчищать дорогу, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе с помощью фото- или видеосъемки, положение транспортных средств относительно друг друга и с объектами дорожной инфраструктуры, путями и объектами, имеющими отношение к происшествию, и принять все возможные меры для сохранения их и организовать обход вокруг места.
Также, независимо от того, возник ли спор о том, кто виноват в аварии и о перечне повреждений, обязательно установите свидетелей аварии и возьмите их контактные данные. Сфотографировать место ДТП, местонахождение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксировать другие обстоятельства, связанные с происшествием.
Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?
Не нужно вызывать ГИБДД, если:
- причиненный ущерб оценивается менее чем в 100 тыс руб.;
- нет разногласий по поводу виновника и перечня убытков;
- ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
- участники ДТП готовы подписать уведомление о дорожно-транспортном происшествии.
В остальных случаях следует вызывать ГИБДД, например, если есть сомнения в списке повреждений или стоимости ремонта.
Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в свою страховую компанию, сообщите о происшествии, месте происшествия и попросите прислать комиссара для заполнения необходимых документов.
Можно заполнить документы самостоятельно?
Участники ДТП могут совместно самостоятельно заполнить извещение о ДТП, если ущерб менее 100 тысяч рублей, нет пострадавших и нет спора о виновнике и ущербе. Предоставленная информация должна быть полной и максимально достоверной. При этом извещение о ДТП, так называемый европротокол, заполняемый участниками ДТП без вызова ГИБДД, должен содержать следующую информацию:
- дата и место происшествия;
- о свидетелях, если таковые имеются;
- об ущербе (подробно опишите все повреждения);
- на месте первоначального столкновения обоих транспортных средств;
- о страховых полисах;
- об обстоятельствах происшествия: кто в каком направлении двигался, что стало причиной аварии;
- об отсутствии разногласий между участниками ДТП об обстоятельствах причинения вреда.
Оригинал извещения о ДТП остается у пострадавшего, у виновника есть копия, которая также должна быть подписана обоими участниками ДТП.
Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?
В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «Европротоколу» — 400 тысяч рублей. Но у водителей, которые намерены воспользоваться повышенной выплатой, есть дополнительная обязанность: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, любым из следующих способов:
- с использованием технических средств контроля, оперативно и в автоматическом режиме принимающих сигналы глобальной спутниковой навигационной системы Российской Федерации, что позволяет установить факт ДТП, а также координаты местонахождения транспортных средств в момент ДТП;
- с использованием программного обеспечения, позволяющего производить фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в том числе «Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информирование и взаимодействие технологий информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронная форма».
Несоблюдение этого требования дает право страховщику произвести страховую выплату в пределах 100 тысяч рублей, а не 400 тысяч рублей.
Следует отметить, что сдача фото- и видеозаписей страховщику на электронном носителе информации, даже с геотегом, не признается выполнением требования по фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик платить не более 100 тыс руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).
Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?
Уже создана автоматизированная информационная система по обязательному страхованию, информация о ней размещена на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок учета данных об авариях в соответствии с указанными комплексными требованиями к предоставлению информации, на наш взгляд, до конца не разработан. Существует множество лазеек и противоречий, которыми пользуются страховщики для выплаты компенсаций пострадавшим в меньших размерах.
Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинграда, а примерная стоимость переоформления превышает 100 тысяч рублей, вам все равно нужно звонить в ГИБДД и объяснять, что у вас нет возможности исправить ДТП по последним новинкам.
Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?
В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО можно заявить о ДТП и без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.
В то же время на сегодняшний день оформление ДТП при наличии несоответствий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от размера причиненного ущерба. При этом каждый из участников ДТП самостоятельно заполняет свой бланк извещения о ДТП, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые распорядительные документы, устанавливая виновника и перечень причиненного ущерба.
Кто должен сообщить страховой о ДТП?
Согласно части 2 ст. 11 Закона ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД как виновный, так и потерпевший должны незамедлительно уведомить свою страховую компанию о происшествии по телефону. Уведомление должно быть отправлено не позднее 5 рабочих дней со дня происшествия – принести его в офис страховой компании или, если это невозможно, отправить заказным письмом с уведомлением.