- Кто является пешеходом по ПДД?
- Расположение пешеходов на дороге
- Тротуар
- По какой стороне идти пешеходу по тротуару?
- По какой стороне идти пешеходу если нет тротуара?
- Обочина
- Пешеходная дорожка
- Велопешеходная дорожка
- Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
- Направление движения пешехода на проезжей части
- Особенности движения в темное время суток
- Права и обязанности пешехода
- Что запрещается пешеходам?
- Штрафы ГИБДД для пешеходов
- Кто виноват в ДТП с пешеходом?
- Нюансы
- ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам
- Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
- Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
- Куда и как жаловаться?
- Что происходит в судах?
Кто является пешеходом по ПДД?
Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в п. 1.2 ПДД, среди прочих терминов.
Таким образом, под понятием пешеход понимается физическое лицо, участвующее в движении, являющееся полноправным участником дорожного движения без использования механического транспорта.
к ним относятся:
- люди, передвигающиеся пешком, без использования каких-либо дополнительных транспортных средств;
- граждане в инвалидных колясках;
- передвигаться с помощью роликов, лыж или другого спортивного инвентаря;
- наличие велосипеда или другого транспортного средства, которое катится поблизости.
Законодатель также ввел некоторые понятия, которые имеют непосредственное отношение к данной категории:
- Пешеходная дорожка — специально обозначенный участок дороги, по которому пешеходы могут передвигаться только самостоятельно, без использования транспортных средств. Существует также велосипедная дорожка, по которой также можно использовать транспортные средства, такие как велосипеды, роликовые коньки и т д.
- Пешеходная зона – это отдельная территория, которая специально отведена для горожан. Отличается от дороги тем, что представляет собой большую площадь для пешеходов, передвигаться по которой можно только своим ходом.
- Пешеходный переход — участок, обозначенный специальной разметкой и сигналом, по которому люди переходят улицу. Другими словами, это особый участок, по которому можно перейти с одной стороны дороги на другую.
Обязанности пешеходов оговариваются отдельно в тексте ПДД (глава 4). К основным пунктам относятся:
- движение пешеходов по специально отведенным местам, таким как тротуары, пешеходные дорожки, а при их отсутствии — по проезжей части;
- человек имеет право катить какое-либо транспортное средство (например, мопед или велосипед), если оно не мешает движению других транспортных средств;
- если нет пешеходной зоны, можно пройтись по велосипедной дорожке или по краю дороги;
- движение производится навстречу попутному транспорту, не считая некоторых исключений из этого правила;
- если человек поворачивает транспортное средство, то он должен делать это с правой стороны, то есть по ходу движения машин;
- ночью люди должны обеспечить видимость, например, с помощью освещения или отражателей;
- регистрация сигналов и светофоров обязательна.
Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на дорогу, то не стоит этого делать.
Расположение пешеходов на дороге
Теперь разберем правила, связанные с движением пешеходов на дороге:
4.1. Пешеходы должны передвигаться по тротуарам, тротуарам, велосипедным дорожкам и, в противном случае, по краям дорог.
…
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек или обочин с твердым покрытием, а также в случае невозможности движения по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на проезжей части с полосами) медиана — по внешнему краю проезжей части).
Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):
- Тротуар, тропа, велосипедная дорожка.
- Придорожный.
- Велосипедная дорожка или край дороги.
На следующих рисунках показаны все элементы дороги, где возможно движение пешеходов:
Рассмотрим, что означает каждый из приведенных выше терминов.
Тротуар
Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
По какой стороне идти пешеходу по тротуару?
Правила дорожного движения устанавливают правила движения для пешеходов и четко определяют, что пешеход должен идти по дороге против движения, то есть по левой стороне. Однако правила дорожного движения не содержат требований к передвижению людей по тротуарам.
Вне дороги граждане могут передвигаться с любой стороны. К тротуарам также нет особых требований.
Если есть велосипедная дорожка, но нет тротуара, то по ней может пройти пешеход, но есть и ограничения. Прямого указания направления движения нет, но пешеходы не должны мешать велосипедам, соответственно двигающимся с края.
По какой стороне идти пешеходу если нет тротуара?
При отсутствии тротуара и обочины пешеход должен двигаться против движения, то есть по левой стороне. Если есть обочина, можно следовать по ней в направлении движения.
Если дорога односторонняя, то следовать по ней можно только в крайнем случае. Двигаться можно будет с любой стороны, но всегда с одного и того же края.
Обочина
«Сторона» — элемент дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или отмеченный разметкой 1.2, используемый для проезда, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
При этом не может быть тротуара и обочины с одной стороны дороги. Тротуар находится очень близко к проезжей части или отделен от нее газоном. Жесткая обочина также примыкает к дороге на том же уровне, что и она. Те. Бордюр должен быть на уровне дороги.
Например, если у обочины дороги начинается углубление (канава), то обочины на этой дороге нет.
Пешеходная дорожка
«Пешеходная дорожка» — оборудованная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли или поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
Тропа обозначена знаком 4.5.1:
Велопешеходная дорожка
«Пешеходно-велосипедная полоса (велодорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (или отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного движения велосипедистов с пешеходами и обозначаемый знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Велодорожка обозначена знаками 4.5.2 — 4.5.7:
Во-первых, правила требуют, чтобы пешеходы двигались по тротуару, по тротуару или по велосипедной дорожке.
Но что выбрать, если есть все перечисленные пункты одновременно? В этом случае вы можете выбрать путь на свое усмотрение.
Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велосипедной дорожки, ни тротуара, правила дорожного движения разрешают ходить по обочине. Если нет даже обочины, или двигаться по ней невозможно, то можно продолжить движение по дороге или велосипедной дорожке.
Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
Пешеходы, перевозящие или перевозящие крупногабаритные предметы, а также люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут передвигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам мешает другим пешеходам.
Обратите внимание, что правила допускают особый режим передвижения для людей, перевозящих крупногабаритные предметы, а также людей в инвалидных колясках.
Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать дорогу.
Однако это право, а не обязанность. Те даже если громоздкий предмет мешает другим пешеходам, вы не обязаны выходить с ним на дорогу.
Направление движения пешехода на проезжей части
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти по направлению движения транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, управляющие мотоциклами, мопедами, велосипедами, в этих случаях должны следовать по направлению движения транспортных средств.
Обратите внимание, что пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е по встречной полосе (по левой стороне дороги). Однако пешеходы, передвигающиеся на велосипеде, мопеде, мотоцикле или в инвалидной коляске, должны следовать по полосе обгона (правой стороне дороги).
Особенности движения в темное время суток
При пересечении проезжей части и движении по кромке проезжей части или по кромке проезжей части в темное время суток или в условиях плохой видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость эти объекты в водителях транспортных средств
Рассмотрим понятия дневной темноты и недостаточной видимости:
«Темное время суток»: период времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» означает видимость на дороге менее 300 м в условиях тумана, дождя, снега и подобных условиях, а также в сумерках.
Если вы вынуждены переходить улицу, идти по обочине или проезду за пределами населенного пункта в непогоду или ночью, то правила требуют носить световозвращающие вещи. В урбанизированных районах нормативы рекомендуют использовать светоотражатели, то есть их использование не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальную желтую жилетку, которую обычно носят дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах одежды и стоят 100-200 рублей.
Отмечу, что за отсутствие светоотражателей за пределами населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила рекомендуют иметь только отражатели, и штрафы за их отсутствие не предусмотрены.
Однако светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и притормозить, поэтому я рекомендую пешеходам пользоваться ими постоянно. В противном случае вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Права и обязанности пешехода
Права и обязанности пешеходов изложены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:
- Пешеходное движение осуществляется в специально отведенных местах. На дорогу следует выходить только при их отсутствии.
- Если нет другого выхода, можно двигаться по краю дороги, по ходу движения.
- Ночью человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населенных пунктов это рекомендация, а за их пределами уже требование.
- Стоячие колонны всегда направлены по ходу движения. Допускается не более 4 человек подряд. Спереди и сзади должны быть направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать огни, впереди — белые, сзади — красные (п. 4.2 ПДД).
- Пересечение автомобильных дорог осуществляется на светофорах и специальных перекрестках, а при их отсутствии — на перекрестках (п. 4.3 ПДД).
- На регулируемых территориях люди должны соблюдать общие требования (п. 4.4 ПДД).
- Перед переходом дороги пешеходы должны убедиться в безопасности маневра (п. 4.5 ПДД).
- Его нельзя останавливать при переходе, если это не связано с безопасностью (п. 4.6 ПДД).
- Граждане также должны пропускать автомобили со специальными знаками. Если они уже в пути, то должны освободить как можно быстрее (п. 4.7 ПДД).
- Ожидать транспорт можно на специальных площадках, а при его отсутствии — на тротуарах (п. 4.8 ПДД).
Пешеходы имеют такие же права, как и другие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных перекрестках, тротуарах, а также на соответствующем сигнале светофора.
Что запрещается пешеходам?
В первую очередь нельзя мешать движению транспорта, выходить на дорогу из-за большого неподвижного автомобиля, ограничивающего обзор. Для начала нужно убедиться, что нет приближающихся машин.
Во-вторых, исходя из пункта 4.8 ПДД, нельзя ожидать, что автобус или другое маршрутное средство вне зоны приземления поднимется выше уровня покрытия. Если нет, то необходимо стоять на краю проезжей части, тротуара, с которого запрещено сходить до въезда и окончания движения. При выходе из него следует сразу оставить полотно.
Запрещено обходить автобус сзади и трамвай впереди.
Также нельзя:
- разрешать ребенку выходить на проезжую часть без взрослого;
- вне перекрестка, пересекающего автомобильную дорогу, оборудованную разделительной полосой или состоящую из четырех и более полос движения в каждом направлении;
- пересечь полотно там, где есть защитное ограждение;
- задержка, задержка в пути, если это не угрожает непосредственной опасностью;
- идти по шоссе.
- вывоз группы или класса детей за пределы отведенных мест, в ночное время без сопровождения взрослых.
В ночное время и в условиях недостаточной видимости человек, находящийся на дороге или на обочине в населенном пункте, должен по возможности надевать на обувь и одежду светоотражающие элементы. Для пешеходов, проходящих через поле, отсутствие этих элементов строго запрещено.
На регулируемом перекрестке нельзя ехать по диагонали — этот вариант возможен только при наличии специальной разметки (1.14.1, 1.14.2).
Человек, уже находящийся на полотне, при приближении к автомобилю с работающей синей (сине-красной) мигалкой должен немедленно освободить дорогу. Если такое транспортное средство появилось до начала перехода, от этого необходимо воздержаться.
Штрафы ГИБДД для пешеходов
Рассмотрим штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях для пешеходов:
Статья Кодекса об административных правонарушениях | Нарушение | Наказание |
12.29 п.1 | Нарушение правил дорожного движения пешеходом | Предупреждение или 500 руб |
12.30 ч.1 | Нарушение правил дорожного движения, создание помех транспортным средствам | 1000 рублей |
12.30 ч.2 | Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью | 1000 — 1500 руб |
По сравнению со штрафами для водителей размер административного штрафа для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.
Кто виноват в ДТП с пешеходом?
Билет – не единственный вид ответственности пешехода при наличии вины. Однако на практике довольно редко случаются ситуации, когда виноват самостоятельно передвигающийся человек.
Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД водитель должен обеспечить безопасность своего маневра, а также информировать других участников дорожного движения о проводимых действиях (например, с использованием «прерывистого режима»).
Если водитель сбил человека на перекрестке, то избежать ответственности не удастся. Вина полностью лежит на том, кто был за рулем, так как пешеходы имеют преимущество на этих участках.
Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если авария произошла на тротуаре или на краю проезжей части (при условии, что тротуара нет). В этих местах пешеход также имеет преимущество, если он шел по правой стороне дороги и не нарушал никаких других правил.
Ситуация осложняется, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на дороге. Есть мнение, что даже в этом случае всю ответственность будет нести водитель, но это не всегда так.
Гражданин, управляющий автомобилем или иным транспортным средством, несет ответственность в следующих случаях:
- имел шанс избежать столкновения;
- освещение было достаточным, человек появился на дороге заранее;
- авария произошла из-за неисправности вашего автомобиля;
- водитель был пьян.
Доказать невиновность можно, сославшись на плохое освещение, на то, что человек появился на обочине неожиданно, не имел светоотражающих элементов в темное время суток. В этом случае можно воспользоваться показаниями регистраторов и свидетелей.
Нюансы
При перемещении люди должны соблюдать ряд правил, введенных для достижения безопасности. На первый взгляд они кажутся простыми, но на практике имеют некоторые особенности:
- Закон выделяет инвалидов-колясочников в особую группу, относя к ним движение по ходу движения транспорта. А вот другие инвалиды не имеют специального регламента, их нахождение на дороге регулируется общими правилами, присущими пешеходам.
- Гражданин также может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в случае признания его вины в результате регистрации несчастного случая. Потерпевшие имеют право требовать возмещения ущерба в суде. Сумма ущерба подтверждена документами и экспертизой.
- Пешеход также может быть привлечен к уголовной ответственности, если по его вине другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (ст. 268 УК РФ).
- Организованные колонны движутся по обочинам дороги по своим правилам.
- Велосипедисты должны следовать своим собственным правилам и считаются пешеходами только в том случае, если они катят свои транспортные средства рядом.
- Виновным может быть признан и человек, нарушивший правила перехода или нахождения на проезжей части не по той стороне дороги. Но все считается индивидуально.
Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и переход улицы в черте населенного пункта без светоотражателей, но в случае ДТП виновным может быть признан пешеход-гражданин, особенно в ситуации, когда освещение было недостаточным.
ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам
В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать пункты 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево вы должны уступать пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть с проезжей части, на которую вы поворачиваете. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути).
Уступка: это означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или маневрировать, если это может вынудить лиц, имеющих преимущество над ним, изменить направление или скорость (раздел 1.2 ПДД). Иными словами, обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он выбрал направление движения и это очевидно для водителя.
Если человек наступит на зебру, водитель обязан пропустить его. При этом пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Выходить на проезжую часть можно только оценив дистанцию до встречных транспортных средств, их скорость и убедившись, что переход безопасен для вас.
Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД
В письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъяснено, в каких случаях водители обязаны уступать дорогу пешеходам, а в каких нет. Так, если водитель своими действиями не принуждал пешехода к изменению направления движения или скорости, то он не нарушал правил. Примером может служить решение Верховного суда РФ, в котором говорится, что водитель не может быть привлечен к ответственности, если пути движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, что если водитель не помешал пешеходу перейти улицу, как планировалось, например, не заставил его дать задний ход или остановиться, то он не нарушил правила.
Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из пункта 1.2 ПДД следует, что правонарушением со стороны водителя будут те действия, которые могут заставить пешехода изменить направление или скорость движения. По этой причине в некоторых обвинительных постановлениях судов это указывается прямо. Иными словами, на практике водитель не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление или скорость, как поясняется в письме МВД.
В то же время, с учетом тех же объяснений, можно предположить, что для привлечения водителя к административной ответственности инспектору придется зафиксировать нарушение на видеокамеру и получить объяснения от пешехода. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, он не обязан показывать ее водителю на месте.
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
Главный аргумент в защиту водителя – отсутствие доказательств вины. Вкратце рассуждения могут быть такими: раз нет видео и объяснений пешехода, которому не дали перейти дорогу, то как доказывается вина?
При несогласии водителя с совершением правонарушения составляется протокол и постановление. Последним документом ему вменяют административную ответственность, так как устанавливают его вину. При написании протокола ему разъясняются права водителя, и ими надо пользоваться.
- Укажите в протоколе в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, вы его не совершали.
- Запишите пояснения в протокол или на отдельном листе бумаги. Обязательно указать в решении, что пояснения прилагаются. Не надо тут писать, что пешеход появился внезапно, его не было видно и т.п. Такого языка следует избегать. Либо человек был на дороге, либо нет. Поэтому в пояснениях можно указать, что вы видели пешехода так, как он видел вас, но ваши действия не заставляли его менять скорость и направление движения.
- Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его дать вам свои контактные данные. Это позволит пешеходу обжаловать в суде жалобу на постановление. Лучше всего, если вы обеспечите явку пешехода в суд.
- Если допустить совсем уж крайний случай: снять пешехода на камеру телефона. Пусть скажет, что вы не мешали ему переходить улицу. Эту запись можно использовать при обжаловании решения инспектора.
- Обязательно сохраните видео с диктофона. Его можно предъявить в суде и использовать в качестве доказательства защиты.
Куда и как жаловаться?
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (высшее должностное лицо), например, в отдел ГИБДД ГИБДД МВД России по городу (району, району), или в районный суд по месту нахождения этого агентства.
В постановлении указывается орган (высшее должностное лицо), в который жалоба может быть направлена по почте. Его копия вручается водителю под роспись.
В жалобе укажите недоказанность Вашей вины по делу об административном правонарушении. Подходящие для конкретного случая формулировки можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе необходимо приложить копию принятого Вами решения, а также дополнительные материалы при наличии: видеозапись, фотографии.
Важно не пропустить срок подачи жалобы – 10 дней со дня получения копии решения. При этом первым днем считается день, следующий за днем вынесения решения.
Что происходит в судах?
Привлечь водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») перед инспектором пешеход не нуждался. Однако в упомянутом выше письме МВД ГИБДД рекомендуется зафиксировать нарушение на видео и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Если это произойдет, судебная практика это покажет. До сих пор нет необходимости говорить о вашем подразделении. Ниже мы рассмотрим судебные решения, которые водители могут использовать в свою защиту.
1. Суд пришел к выводу о виновности водителя только на основании рапорта заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД, объяснения инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД и объяснения заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД Главного управления МВД России. Видеозаписи или объяснений от пешехода по делу не было. Высший суд оставил приговор в силе. Водитель привлечен к ответственности (Решение Ставропольского промышленного районного суда от 26.10.2017 по делу № 12-655/2017). | ![]() |
2. Суд пришел к выводу, что водитель невиновен. Видеозаписи ГИБДД в судебное заседание не предъявлялись. Доказательств вины нет, кроме сведений, установленных в постановлении по делу об административном правонарушении. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Раменского городского суда Московской области от 29.05.2020 по делу № 12-391/2020). |
![]() |
3. Вина водителя подтверждена его объяснениями и протоколом об административном правонарушении. Суд не принял доводы о том, что он видел человека на дороге, но не препятствовал ему, то есть пешеход не менял траекторию движения. Суд отметил, что если первым лицом в пределах пешеходного перехода является лицо, намеревающееся перейти проезжую часть, независимо от того, технически возможно ли безопасно пройти, водитель должен остановиться и пропустить пешехода. Водитель привлечен к ответственности (Решение Хабаровского промышленного районного суда от 29.05.2020 по делу № 12-222/2020). | ![]() |
4. Суд указал, что водитель обязан остановиться и уступить дорогу в тех случаях, когда он может помешать пешеходу, заставить его изменить траекторию движения и скорость движения. Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановиться перед ним обусловлена необходимостью уступить дорогу пешеходам. Поэтому факт нарушения ПДД определяется по наличию человека на дороге. Суд не сделал вывод о виновности водителя на основании представленного видео. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 29.05.2020 по делу № 12-23/2020). | ![]() |
5. Судом установлено, что требования пункта 14.1 ПДД не предусматривают обязанность водителя уступать дорогу пешеходам, переходящим или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути) в любом месте. Такая обязанность возникает при переходе лица по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтвердила запись видеорегистратора: из-за автомобиля, припаркованного под углом к дороге в непосредственной близости от пешеходного перехода, внезапно вышел мужчина. Суд признал пешехода виновным, водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинского районного суда Владивостока от 28.05.2020 по делу № 12-316/2020). |
![]() |
6. Суд указал, что нарушение было выявлено при проведении визуального контроля сотрудником ГИБДД, исполнявшим свои служебные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, поэтому считать сведения, предусмотренные протоколом и постановлением в постановлении, нецелесообразно дело о недостоверном административном правонарушении. При этом в деле нет ни видеозаписи, ни объяснений пешехода. Вина была установлена только на основании протокола, решения и объяснений водителя, согласно которым он своей вины не признавал. Водитель привлечен к ответственности (Решение Егорьевского городского суда Московской области от 28.05.2020 по делу № 12-62/2020). |
![]() |
7. Суд не установил вину водителя. Ссылаясь на положения части 3 ст. 21 Европейского соглашения, которым дополняется Конвенция о дорожном движении, суд указал, что водитель не обязан останавливаться во всех случаях, когда пешеходы въехали на пешеходный переход, отмеченный разметкой, а в переходах нерегулируемые пешеходы не должны въезжать на проезжей части без оценки расстояния до встречных транспортных средств и их скорости. На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, не сбавила скорость, несмотря на встречный автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования пункта 4.5 ПДД. Кроме того, суд отметил, что водителю не следует прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28.05.2020 по делу № 12-68/2020). |
![]() |
8. Суд рассмотрел видеозапись и установил, что в момент, когда водитель переходил пешеходный переход, пешеход находился на значительном расстоянии от своей машины. Совершенный маневр не помешал пешеходу, который продолжал движение, не меняя направления и скорости. Доказательств обратного в деле не было, пешехода не допрашивали. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Московского районного суда Казани от 25.05.2020 по делу № 12-282/2020). | ![]() |
9. При просмотре видеозаписи суд установил, что лицо переходило улицу в районе нерегулируемого пешеходного перехода. Он подъехал к проезжей части и был вынужден остановиться, так как водитель приближавшегося к перекрестку автомобиля не дал ему фору в пробке. Суд отметил, что водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу обязан отдавать приоритет пешеходам, переходящим дорогу, включающую в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, то есть и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, а для кого встречная машина создает препятствие. Водитель привлечен к ответственности (Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 25.05.2020 по делу № 12-7/2020). |
![]() |
10. Суд указал, что для привлечения водителя к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ необходимо безусловное подтверждение того, что пешеходу препятствовали и заставили изменить направление движения или скорость. Суд отметил, что ни в решении, ни в материалах дела нет сведений о пешеходе, которому водитель должен был уступить дорогу. Свидетельские показания пешехода также отсутствовали. Только в протоколе об административном правонарушении водитель объяснил, что пешеход не выходил на пешеходный переход. Других доказательств не было. Водитель к ответственности не привлечен (Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2020 г). | ![]() |
Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершенного им преступления должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД, такие доказательства должны включать видеозапись и объяснения пешехода.