Как определяется безопасная дистанция между автомобилями по ПДД

Содержание
  1. Понятие дистанции по ПДД
  2. Для чего необходимо соблюдение дистанции
  3. Как соблюдать дистанцию
  4. Определение правильной дистанции
  5. Время реакции
  6. Дорожные условия
  7. Тормозной путь
  8. Опасность движения на короткой дистанции
  9. Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах
  10. При движении
  11. Минимальная
  12. В городе
  13. На загородной трассе
  14. В составе колонны
  15. Для грузовика
  16. До мотоцикла или велосипеда
  17. До крупногабаритного автомобиля
  18. При перевозке опасного груза
  19. На светофоре
  20. При остановке
  21. В пробке
  22. На парковке
  23. Какие факторы определяют безопасную дистанцию при движении транспорта?
  24. Скорость надвое
  25. Правило двух секунд
  26. Что такое боковой интервал между автомобилями
  27. Что говорится в ПДД
  28. Количество полос движения
  29. Как рассчитывается безопасное расстояние
  30. Какой промежуток между автомобилями является безопасным
  31. Правила соблюдения расстояния
  32. Когда следует увеличить расстояние
  33. Как интервал зависит от скорости движения
  34. Ответственность за невыполнение требований ПДД
  35. Знак «Ограничение минимальной дистанции»
  36. ДТП при несоблюдении дистанции
  37. Причины столкновения
  38. Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции
  39. Составление участниками ДТП извещения
  40. Штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году
  41. Когда штраф за несоблюдение дистанции правомерен?
  42. Когда водитель не получит штраф
  43. Таблица: вырезки из правил ПДД
  44. Таблица: эффективная скорость на трассах при разных обстоятельствах

Понятие дистанции по ПДД

В ПДД не указывается точное расстояние в метрах, которое должны соблюдать водители. Однако принято считать, что безопасное расстояние между автомобилями при движении определяется скоростью и тормозным путем автомобилей, движущихся в потоке транспортных средств.

ДПА 9.10. Водитель должен соблюдать дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, позволяющую избежать столкновения, а также боковое свободное пространство, необходимое для обеспечения безопасности движения.

Пункт 9.10 не менялся ни разу с момента официального опубликования Правил в 1993 году. Значит ли это, что эта статья идеальна? Однозначно ответить нельзя, но однозначно универсально. И аварии из-за нарушения этого нормативного акта случаются довольно часто.

Водитель должен соблюдать:

  • боковой зазор, способный обеспечить безопасность движения;
  • расстояние до впереди идущего автомобиля, чтобы избежать столкновения.

Правила дорожного движения не указывают точное значение безопасного расстояния в метрах, так как оно зависит от многих факторов:

  • состояние дорожного покрытия;
  • техническое состояние автомобиля;
  • погодные условия и тд

При движении в потоке транспорта нужно уметь быстро анализировать ситуацию, прогнозировать экстренное торможение автомобиля, движущегося впереди, и в то же время обращать внимание на движущееся сзади транспортное средство.

В ПДД есть эффективная дистанция. Это означает безопасную дистанцию ​​между транспортными средствами. Согласно правилам дорожного движения это расстояние должно быть увеличено при:

  • за рулем новичок (об этом свидетельствует специальный знак на заднем стекле);
  • движение осуществляется по некачественному дорожному покрытию;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • дождь перешел в снег, и зрение ухудшилось;
  • произошла пересадка в конце автомобильной очереди, где больше пяти машин.

Расстояние должно быть дополнительно увеличено, если ход сделан:

  • на мокром асфальтобетонном покрытии;
  • на мокрой грунтовой дороге;
  • на обледенелой или заснеженной дороге.

Вождение по заснеженной дороге
Несоблюдение эффективной дистанции значительно увеличивает риск столкновения с обгоном.

Для чего необходимо соблюдение дистанции

Согласно действующим правилам дорожного движения, расстоянием является расстояние, разделяющее автомобили. Это позволяет остановить автомобиль в экстренной ситуации, не столкнувшись с движущимся впереди транспортным средством. На сегодняшний день большое количество аварий происходит из-за несоблюдения дистанции между автомобилями при движении по дорогам общего пользования. В результате водитель не успевает вовремя среагировать на резкое снижение скорости впереди идущего автомобиля. В плохих погодных условиях эта ситуация усугубляется авариями с участием нескольких автомобилей подряд. Благодаря этому расстояние, которое должно быть между машинами, определяется не только скоростью движения. На это влияют погодные условия, класс и масса автомобиля.

Держи дистанцию ​​на дороге
Расстояние необходимо для избежания аварий при экстренном торможении

Как соблюдать дистанцию

Прежде чем ответить на вопрос, как держать дистанцию, имеет смысл сначала понять, почему необходимо соблюдать дистанцию ​​от «переднего» автомобиля, и насколько большой должна быть эта дистанция. Ответ на первый вопрос прост: нужно держать дистанцию, чтобы не столкнуться с впереди идущей машиной.

Иными словами, при возникновении непредвиденных обстоятельств этого расстояния (с учетом скорости движения) должно хватить для безопасной остановки до «ведущего» автомобиля или для его безопасного отвода в сторону.

Насколько большим должно быть расстояние? Поскольку расстояние представляется как некое расстояние, его значение измеряется мерой длины (например, в метрах). Но в процессе движения, когда дорога «бежит» перед глазами, это расстояние (метры) до впереди идущей машины приходится определять «глазком», что не всегда удобно.

Глаза у всех разные, и другие вопросы правильно возникают. Безопасное расстояние это сколько метров? И с какой скоростью должна двигаться машина, чтобы держать безопасную дистанцию? В случае с «метрами» ответить на эти вопросы проблематично. Но выход есть. Расстояние желательно измерять не в метрах, а в секундах, то есть часах.

За единицу времени автомобиль, движущийся с определенной скоростью, проходит определенное расстояние. За тот же промежуток времени, увеличивая или уменьшая скорость, автомобиль пройдёт соответственно большее или меньшее расстояние.

Предположим, что два автомобиля с номерами 1 и 2 едут со скоростью 60 км/ч в течение 5 секунд. 1-й автомобиль находится впереди, 2-й, соответственно, позади первого. Расстояние в 5 секунд означает, что с момента начала обратного отсчета через 5 секунд вторая машина будет на том месте, где до этого была первая машина.

Если обе машины одновременно увеличат скорость до 100 км/ч и продолжат движение с этой скоростью, то расстояние между ними останется таким же, как и до увеличения скорости, т е. 5 секунд. Но при большей скорости обе машины проедут большее расстояние расстояние (с тем же расстоянием).

Как определить расстояние в секундах до впереди идущего автомобиля?

Для этого нужно заметить какой-либо ориентир на дороге (например, линию мигающей разметки, дорожный знак и т.п.) и как только «ведущая» машина доедет до ориентира или переедет линию разметки, начните считать равные секундам: раз и два, и три, и четыре. И считайте, пока не достигнете путевой точки, которую вы записали.

Доходим до точки отсчета и запоминаем, сколько секунд успели насчитать. Полученное число будет вашим расстоянием до впереди идущего автомобиля, измеренным в секундах на этой скорости.

Безопасная дистанция на твердом, сухом дорожном покрытии (сухом асфальте) составляет дистанцию ​​2-3 секунды. На мокрой или скользкой дороге рекомендуется увеличить дистанцию ​​до 4-6 секунд.

По тегам

Экспериментально установлено, что за это время водитель успевает сориентироваться и принять меры для безопасной остановки или маневра. Это, так сказать, средние цифры, расчет производился на среднестатистического водителя.

Принимая во внимание тот факт, что при высокой скорости автомобиля увеличивается нагрузка на восприятие водителем дорожной обстановки (соответственно увеличивается время реакции — это доказанный факт), целесообразно увеличивать дистанцию ​​с увеличением скорость

На малых скоростях (например, при движении в медленной пробке) расстояние можно сократить. Имеет смысл держать такое расстояние, чтобы можно было объехать «ведущую» машину без заднего хода, если она по какой-то причине остановилась и не может продолжать движение (например, авария).

Чтобы узнать, как держать дистанцию ​​при неожиданных остановках с возможностью заноса, см статью Ехать по течению.

Определение правильной дистанции

Чтобы не попасть в аварию, нужно знать, какой должна быть безопасная дистанция между автомобилями. К основным факторам, на основании которых выбирается этот интервал, относятся:

  • время реакции;
  • технические характеристики автомобиля;
  • состояние дороги;
  • погода;
  • время суток;
  • скоростной режим;
  • место движения (городские условия, дорога).

Важно! Эксперты советуют соблюдать дистанцию ​​в 2,5 раза больше, чем обычно, когда речь идет о перегруженном автомобиле, так как такому транспортному средству требуется больше места для торможения.

Время реакции

Реакция водителя с небольшим опытом за рулем – 0,5 секунды, профессионал тратит на это половину. За это время нужно успеть:

  • оценить важность экстренного торможения;
  • выбрать правильный режим торможения;
  • перейти к процессу торможения.

Время реакции водителя

Тормозная система отреагирует на реакцию через 0,1-0,3 секунды. Но это относится к автомобилям с ремонтопригодными тормозами и шинами. На дополнительное время остановки влияет масса машины. Например, Jeep Commander характеризуется допустимой массой в 3000 килограммов. Поэтому времени на торможение требуется больше, чем малолитражному автомобилю, масса которого составляет 650 кг.

Дорожные условия

На расстояние также влияет время года, день и качество дороги. Так, ночью у владельца транспортного средства ухудшается острота зрения, из-за чего время реакции увеличивается в несколько раз. На неровной дороге вам понадобится пара лишних секунд, чтобы оценить препятствия. А если идет дождь или снег, остановка обойдется вам в три раза дороже.

Поэтому специалисты рекомендуют ездить в таких сложных условиях особенно осторожно и стараться увеличивать дистанцию ​​между другими автомобилями и не давить сильно на педаль тормоза, что иногда приводит к блокировке колес.

Тормозной путь

Любой желающий легко может найти в Интернете специальный калькулятор, с помощью которого рассчитывают тормозной путь для разных автомобилей. Сделаем это самостоятельно. Поэтому необходимо придерживаться следующей формулы: S = Kt * V² / 254 Ks. Чтобы упростить расчет, необходимо подробно разобрать эту формулу:

  • S — обозначает тормозной путь (метры);
  • Кт – показатель, равный 1 для легкового автомобиля и 1,4 и более для грузового автомобиля;
  • V — скорость в начале нажатия на педаль тормоза;
  • Кс — степень сцепления, показанная на сухом асфальте и льду, равна 0,7 и 0,1 соответственно.

Тормозной путь автомобиля

Давайте решим простую задачу. Например, владелец легкового автомобиля получил разрешение на проезд по платной дороге с ограничением скорости 130 км/ч. Для расчета каким будет тормозной путь воспользуемся формулой и получим: 1*130*130/254*0,7. Получится 95 м, прибавьте к нему 40 км. — расстояние, которое проедет автомобиль за секунды до начала торможения. Здесь учитывается время реакции, а также функция тормоза. Получается, что дистанция при движении со скоростью 130 км/ч должна составлять около 149 м. Соблюдая ее, водитель гарантированно избавится от дорожных проблем.

Опасность движения на короткой дистанции

При перемещении на оптимальное расстояние у вас есть возможность смотреть на дорогу впереди, вы ее видите. В этом случае у вас даже есть безопасная возможность «ходить» по своей полосе, то есть вы можете сдвинуть машину на полметра вправо или влево, и таким образом видеть дорогу впереди в пробках.

На близком расстоянии вы лишаете себя такой возможности, потому что кузов впереди идущей машины будет загораживать вам обзор дороги. Но ведь большая машина может ехать вперед, а на большой скорости все события происходят очень быстро. Какие могут быть последствия? Ответ любой.

Например, когда «ведущий» автомобиль объезжает кого-то (допустим автомобиль, остановившийся посередине полосы), то велика вероятность, что вы не успеете его объехать самостоятельно, т просто не хватает времени для маневра. Этот вариант рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье Еще раз о расстоянии. Очень хороший пример.

Машина впереди

При тех же обстоятельствах возможен иной ход событий: вам не хватит места для объезда, потому что соседняя полоса в это время будет занята другим автомобилем, и тормозить будет поздно. Такие варианты, также на примере дорожных ситуаций, рассматриваются в статьях Препятствие во второй полосе и Неожиданный «Сюрприз» во второй полосе.

Водитель «ведущего» автомобиля может резко тормозить по разным причинам. Если расстояние до него небольшое, то есть шанс, что вы сами не успеете затормозить и врезаться сзади. В таких авариях виноват водитель сзади, нарушение вышеупомянутого пункта 9.10 ПДД.

В статье Я не ожидал, что машина остановится, есть пример столкновения, но, несмотря на то, что оно вызвано не расстоянием, этого примера вполне достаточно, чтобы понять, как обычно все происходит. Рекомендовать.

Еще одним недостатком вождения на короткие расстояния является стремление обогнать впереди идущее транспортное средство. Обгон – маневр, связанный с выездом на встречную полосу. Его эффективность заключается в том, чтобы как можно меньше времени находиться на встречной полосе.

Для этого непосредственно перед началом обгона желательно начать разгон на своей половине дороги, а сделать это можно только в том случае, если вы проедете достаточное для разгона расстояние.

Таким образом, если ваша дистанция короткая, вы не сможете сделать необходимое ускорение для быстрого и безопасного обгона. Обгоны, в конце концов, будут, но ведь ситуация на дороге меняется очень быстро.

Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах

Расстояние, как и скорость, задает сам водитель. В первую очередь следует ориентироваться на свой опыт вождения, характеристики модели автомобиля и погодные условия. Правила дорожного движения включают в себя элементы, в соответствии с которыми изменяется расстояние между автомобилями с учетом реальной дорожной ситуации. Принято различать минимально разрешенный интервал, разрешенный интервал на трассе и в городе, а также другие виды дистанций.

При движении

Правила не дают четкого представления об оптимальной дистанции между автомобилями. Водитель самостоятельно решает, какое расстояние будет оптимальным, ехать он должен осторожно.

Поэтому отставание на 5 метров на городских дорогах считается «безрассудной глупостью». Трех метров более чем достаточно. В противном случае из-за аккуратности и осмотрительности одного из водителей образуется пробка. Все-таки по правилам ПДД двигаться надо со скоростью потока машин.

Другие особенности российского законодательства:

  1. Пункт 9.11 ПДД обязывает любого пользователя «медленной» полосы пропускать автомобили по левой полосе и перестраиваться в крайнюю правую полосу.
  2. Минимальное расстояние между транспортными средствами определяется в районе знака 3.16. Зона его действия простирается до конца (начала) населенного пункта или до следующего перекрестка.

Также этот знак активно используется на мостах, где конструктивные особенности предполагают ограничение максимальной нагрузки на опоры.

минимальное расстояние между транспортными средствами определяется в районе знака 3.16

Безопасный маршрут движения – главная забота любого участника дорожного движения. Вроде бы при скорости 40 километров в час дистанция должна быть 20 метров. Но такое значение считается неэффективным, так как в городских условиях расстояние в 10 и более метров приводит к авариям.

Поэтому для этого значения также устанавливаются максимально допустимые значения.

Минимальная

Самое оптимальное расстояние между автомобилями согласно ПДД – три метра. Но это только в идеальных условиях. В дождь расстояние между транспортными средствами необходимо увеличить не менее чем в 4 раза, в снег — в 3 раза.

Дополнительная информация о качестве дорог и погодных условиях:

  • сухой асфальт, без осадков — 3 м (2 сек);
  • некачественная мокрая или глиняная футеровка: 4 метра (3-4 секунды);
  • осадки в виде снега или дождя, гололеда – 6 метров (5 секунд).

Водителям без достаточного опыта вождения рекомендуется соблюдать дистанцию ​​не менее 8 метров или 7 секунд.

В городе

В городских условиях темп движения намного выше, чем на трассах. Ускорение, постоянная скорость, торможение переключаются здесь. Поэтому соблюдать безопасную дистанцию ​​очень сложно. Даже опытным автомобилистам, сидящим за рулем не менее 7-8 лет, сложно привыкнуть к такому режиму.

Рекомендуемое среднее расстояние в городе — 3 метра. Новичкам рекомендуется выдержать не менее пяти метров. В общем, им сложно, они стараются не подходить к впереди идущей машине ближе, чем на 5-10 метров, но создают проблемы. В образовавшуюся брешь въезжает опытный водитель, расстояние между автомобилями сильно сокращается. Все это необходимо учитывать, действовать согласно конкретной ситуации, не забывая о законе.

На загородной трассе

Все зависит от качества асфальта.

Это точки, связанные с расстоянием между автомобилями на дороге, подробно описанные в правилах дорожного движения:

  • при отсутствии на трассе особых препятствий, загрязненных или заблокированных в связи с ремонтом участков пути, необходимо выдержать не менее трех метров до ведущего автомобиля;
  • при наличии ям, упавших веток деревьев, других мелких препятствий или если автомобиль едет ночью, дистанцию ​​необходимо увеличить до четырех метров;
  • если дорога замерзла, покрыта пылью, то днем ​​- шесть метров, ночью — 7 метров;
  • по льду, слоям с тонкой пленкой воды, во время снегопада с частичным таянием — семь метров.

В составе колонны

Организованная цепочка вагонов формируется по особым правилам. Во время движения все маневры машин колонны выполняются согласованно. Скорость каждого из них должна быть такой же, как и у ведущего. И, согласно пункту 9.11 ПДД, автомобили в колонне не обязаны оставлять промежутки, позволяющие другим транспортным средствам их обгонять.

Однако расстояние между автомобилями в колонне должно гарантировать безопасность в случае резкого торможения. Теоретически он выбирается из расчета 1 метр на 1 км/ч скорости. На практике такие разрывы приведут к растяжению автомобильной цепи на большое расстояние, создавая неудобства для других участников движения.

Поэтому расстояние удобнее выбирать, исходя из размеров кузова самого длинного автомобиля, а также скорости и дорожных условий:

  • если колонна движется со скоростью до 40 км/ч, расстояние между автомобилями может составлять 8 м;
  • 40-60 км/ч — 11-12 м в населенных пунктах;
  • 60-80 км/ч — 15 м, если ехать по трассе;
  • свыше 80км/ч — 20-25м.

Расстояние между автомобилями

Но во всех случаях пространство между автомобилями должно оставлять место для резкого маневра без угрозы столкновения.

Для грузовика

Водителю грузовика крайне важно контролировать ситуацию перед легковым автомобилем! На склонах рекомендуется соблюдать безопасное расстояние, равное 40-80 метрам. Этого будет достаточно, чтобы остановить машину без риска столкновения.

До мотоцикла или велосипеда

Чтобы не попасть в аварию, велосипедист и мотоциклист должны соблюдать правила:

  1. Проезжайте по полосам, отведенным для данного вида транспорта, и по пешеходным переходам.
  2. Следите за скоростью в определенных областях. Например, в зоне 3.12 «Жилые дома» допустимые значения до 20 км/ч.
  3. «Не втискивайте» другие виды транспорта на дорогах общего пользования.
  4. Не двигайтесь слишком медленно.
  5. В исключительных случаях применяйте экстренное торможение.

Для человека, управляющего любым транспортным средством, важно, чтобы тормозной путь был достаточным «в любом случае». На мокрой дороге будет больше, на сухом асфальте меньше. Его конечное значение зависит от скорости.

Так, мотоциклист, разогнавшийся до скорости 30 км/ч, после экстренного торможения «проедет» по асфальту еще 6 м (по сухому) или 9 м (с осадками).

Внимание! Пройденные метры на самом деле равны секундам. Репортаж ведется с момента начала развития тех или иных трагических событий.

До крупногабаритного автомобиля

Большой транзитный автомобиль или большой автобус заслоняют обзор водителей, движущихся сзади. И чем они массивнее, тем больше должно быть расстояние до них. На дорогах многие стараются обогнать грузовики, но важно соблюдать дистанцию ​​в 10 метров.

При перевозке опасного груза

При перевозке грузов, которые могут причинить вред людям и окружающей среде, на борта цистерны прочно крепятся таблички об уровне опасности. Если такой тяжелый грузовик остановился, загораются оранжевые огни.

В то же время другим непреднамеренным участникам дорожного движения следует помнить:

  • расстояние с таким автомобилем по трассе без проблем составляет 50 метров;
  • если движение осуществляется по сложному маршруту или в условиях плохой видимости, то эффективное расстояние составляет около 300 метров.

На светофоре

Действующие правила дорожного движения устанавливают, что водитель обязан соблюдать дистанцию, исключающую возникновение аварийной ситуации на дороге. По этой причине на светофорах не следует подъезжать слишком близко к впереди идущим автомобилям, чтобы избежать аварии. Для этого важно соблюдать дистанцию ​​в 2-3 м на оживленных перекрестках, что позволит в случае наезда одной из машин не наехать на другую. Кроме того, такая ситуация снижает вероятность аварии в процессе перестроения.

При остановке

При остановке автомобиля также следует соблюдать дистанцию, соответствующую погодным условиям и качеству дороги. На обледенелых и заснеженных дорогах необходимо соблюдать 4-секундный разрыв.

Автомобиль часто останавливается на светофорах, и здесь важно выдерживать правильную дальность во избежание аварии. Не рекомендуется подходить к впереди идущему автомобилю ближе, чем на 2-3 метра.

В пробке

В пробках расстояние между автомобилями согласно ПДД должно составлять половину длины автомобиля, что равно 2 метрам. Этого промежутка достаточно, чтобы дать вам время перестроиться и не создавать аварийную ситуацию. Нужно учитывать все, например, если впереди вдруг остановится машина.

На сложных дорогах, в условиях плохой видимости, на узких улицах и крутых поворотах необходимо сохранять пространство, чтобы тормозной путь автомобиля был меньше дистанции видимости.

На парковке

Нормы движения транспортных средств, принятые в Российской Федерации, существенно отличаются от применяемых в других странах. Расстояние между автомобилями должно позволять водителю нормально выехать с парковки, не задевая соседние автомобили.

В России сегодня действуют следующие правила:

  • до и после перекрестка на расстоянии 5 метров;
  • до и после остановки для автобусов, маршруток и т.п с 15 метров;
  • до и после железной дороги/перехода — от 50 метров;
  • при отсутствии знаков и желтой разметки разрешается останавливаться на обочине;
  • во дворовых зонах и на парковках, рядом с торговым центром необходимо размещать автомобиль строго по разметке. Стандартные правила: 1,5 метра от ближайшего транспортного средства и 0,5 метра от тротуара.

Несмотря на существующие нормы, водитель также должен самостоятельно учитывать габариты автомобиля, его техническое состояние и дополнительные возможности. За нарушение всех вышеперечисленных правил водитель оштрафован на 1500 рублей.

Какие факторы определяют безопасную дистанцию при движении транспорта?

Водителю будет проще ориентироваться в расчете расстояния при вынужденной остановке, если он будет знать, что учитывать для повышения собственной безопасности. Это следующие параметры:

  • в каком состоянии дороги, по которым ездят транспортные средства;
  • какие шины установлены на транспортное средство (сезонность и состояние);
  • как организовано движение встречных автомобилей;
  • какое максимальное расстояние должно обеспечить полную остановку автомобиля за 5 секунд.

Есть еще один нюанс, который необходимо учитывать. Дело в том, что у любой машины может быть неисправность, например, отказать в управлении или лопнуть колесо. Водитель должен иметь возможность перестроиться в крайний правый ряд, включить аварийную сигнализацию и доехать до ближайшей заправки.

Скорость надвое

Для определения безопасного расстояния на сухих дорогах для простоты предлагается скорость разделить на два. То есть: едешь со скоростью 100 км/ч, безопасное расстояние 50 метров, едешь со скоростью 60 км/ч, расстояние 30 метров и так далее. Этот прием был описан в старых учебниках по вождению, о нем рассказывал журнал «За рулем» полвека назад, и время от времени о нем до сих пор вспоминают на различных автомобильных форумах.

Но этот прием применим только для сухого покрытия. При дожде коэффициент сцепления с дорогой снижается примерно в 1,5 раза. Зимой — 2 раза. Вот и едешь 100 со снежной кашей, а дистанция должна быть 100. Не меньше!

Правило двух секунд

Что не так с вышеописанным методом? Подход. Глаз у каждого разный, и водитель будет считать, что соблюдает дистанцию ​​в 50 метров, а между автомобилями нет и 30, а другой будет соблюдать 75, принимая их за 50.

Опытные водители предлагают использовать правило двух секунд. Вы должны посмотреть на то место, где проехала машина впереди, и сосчитать до двух. Если за это время ориентир соскользнул, расстояние необходимо увеличить.

Что такое боковой интервал между автомобилями

В ПДД расстояние и поперечный интервал — разные понятия. Первый определяет расстояние между автомобилями впереди и позади текущего автомобиля. Второй — между автомобилями, расположенными по бокам от вашего.

Пространство позволяет перестроиться в случае необходимости, вызванной:

  • маневры других участников дорожного движения.
  • угроза аварии;
  • дрейф.

Боковой откат позволяет водителям избегать других и оценивать дорожную ситуацию через зеркала заднего вида.

Определение бокового интервала по ПДД в метрах затруднено из-за формулировки закона. Там сказано, что водитель должен самостоятельно следить за обстановкой на дороге и определять БИ, что позволяет обеспечить безопасность.

Существует несколько рекомендаций по расчету оптимального расстояния между автомобилями.

Что говорится в ПДД


Боковое пространство — это расстояние между двумя автомобилями рядом друг с другом. Это понятие подразумевает безопасную дистанцию, при соблюдении которой можно избежать столкновений с другими автомобилями и не поцарапать свою машину и чужую.

В правилах дорожного движения о соблюдении дистанции между бортами сказано очень скупо. Пункт 9.10 устанавливает, что соблюдение дистанции, гарантирующей безопасность не только его самого, но и других участников дорожного движения, является обязанностью водителя. Более подробной инструкции нет, что приводит к необходимости самостоятельно выставлять это расстояние и учиться понимать, как определять его на глаз и выдерживать при длительном движении параллельными рядами.

Поддержание надлежащего расстояния между двумя транспортными средствами помогает обеспечить безопасность соседних транспортных средств. При этом ответственность за соблюдение дистанции ложится на водителей неравномерно. Транспортное средство, движущееся по крайней правой полосе, не должно координировать этот индикатор. А вот водитель, который едет слева, строит свое движение так, чтобы не задеть ни себя, ни соседа справа. Но автомобиль, движущийся справа, также должен помнить автомобиль слева.

Объезжая препятствие на дороге или обгоняя впереди идущее транспортное средство, вы должны учитывать машины, движущиеся по его сторонам. Неаккуратное вождение вызывает как минимум царапины по бокам, что не приятно и приводит к дорогостоящему ремонту.

Количество полос движения

Пункт 9.1 ПДД отвечает на вопрос о количестве полос на проезжей части:

«Количество полос для негусеничных транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а при их отсутствии — самими водителями с учетом ширина дороги, габариты транспортных средств и необходимые интервалы между ними. В свою очередь стороной, предназначенной для движения в обратном направлении по дорогам с двусторонним движением без разделительной полосы, на половине ширины дороги, расположенной слева, считается …».

Когда на дороге нет соответствующей разметки и знаков, зачем иметь представление о количестве полос движения?

В первую очередь это необходимо для того, чтобы не выезжать на встречную полосу, когда она запрещена (на дорогах с двусторонним движением в четыре и более полосы пункт 9.2 ПДД прямо запрещает выезд на встречную полосу, даже при отсутствии разметка на дороге).шоссе).

Кроме того, перед поворотом направо, налево (поворотом) Правила требуют занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (крайнее правое или крайнее левое, п. 8.5 ПДД), то есть повернуть в правильном направлении.

Процесс перестроения необходимо производить в соответствии с пунктом 8.4 ПДД: тот, который вы перестраиваете, неполноценен. Подробнее об этом читайте в статье «Одновременное перестроение». Теория и практика.

Поэтому, во-вторых, необходимо знать количество полос на дороге, чтобы уточнить вопросы очередности при перестроении и безопасно осуществить этот маневр.

Как узнать для себя, где заканчивается проезжая половина проезжей части? Для этого мысленно делим дорогу пополам и «отрезаем» ее левую половину; это будет середина встречной дороги.

Далее берем ширину нашего автомобиля и соотносим с шириной «нашей» половины проходящей мимо дороги. Прикиньте, сколько ваших машин (или чего-то подобного) по ширине поместится на этом пространстве, плюс небольшой припуск на безопасный поперечный интервал, примерно полметра. Все эти подсчеты весьма условны, не следует пытаться найти точные цифры или различия.

Четыре полосы

Когда дорога не имеет разметки (или под снегом) и отсутствуют знаки, определяющие движение в полосах, условную ширину полосы движения для движения целесообразно принимать исходя из ширины вашего (т.е вашего) транспортного средства, но с учетом общие габариты соседних автомобилей, также необходимо учитывать боковое пространство (об этом ниже). Для чего это?

«Соседи» не могут быть убраны с пути, они ведь тоже участники движения. И среди них могут быть крупные транспортные средства, например, автобус, троллейбус, большой грузовик. Вы, в свою очередь, управляете своими! на машине, и выбирать путь движения исходя из габаритов ВАШЕГО транспортного средства с учетом обстановки в данный момент времени.

Там, где два автобуса не могут поместиться рядом, поместятся автобус и автомобиль. Или две машины могут свободно разместиться. И соответственно там, где проезжая часть состоит из одной полосы для автобуса, для автомобилей таких полос будет уже две. Зимой на заснеженной дороге рядом с этими двумя легковушками уже может стать «узко», и для них две летние полосы «превращаются» в одну зимнюю.

После снегопада, когда дороги плохо расчищены, четыре настоящих полосы превращаются в две! И мы видим, как два обгоняющих ряда сливаются в один, машины движутся по одной дорожке. Но даже эти обстоятельства не отменяют пункта 8.5 ПДД (требование принимать крайнее положение перед поворотом направо, налево или поворотом).

Как рассчитывается безопасное расстояние

Безопасный боковой интервал зависит от:

  • габариты машины;
  • тормозной путь автомобиля;
  • среднее время, необходимое для реагирования в аварийной ситуации;
  • скорость автомобиля;
  • загруженность дорог;
  • погодные условия;
  • тип дорожного покрытия;
  • техническое состояние автомобиля (работа тормозной системы, подвески, рулевого механизма и других элементов);
  • время суток и освещенность дороги.

Все эти параметры являются переменными и опытный водитель должен их учитывать при расчете расстояния. Например, по мере увеличения скорости вашей машины следует увеличивать и интервал.

Какой промежуток между автомобилями является безопасным

Общие рекомендации говорят о том, что боковой интервал напрямую зависит от того, кто именно находится сбоку. Если речь идет о пешеходах, идущих по краю проезжей части, или о велосипедистах, едущих по краю проезжей части, между ними и транспортным средством необходимо соблюдать дистанцию ​​не менее 1,5 метра.

Велосипедисты особенно опасны, поскольку их скорость выше, а маневры могут быть непредсказуемыми. В случае других транспортных средств соблюдайте расстояние между боковыми поверхностями примерно 2,5 метра.

Плохие дороги, ненастная погода, слабое освещение требуют более длительных интервалов. Особое внимание следует уделить при движении рядом с автопоездом. Прицеп может заносить в сторону при обгоне или объезде препятствий на довольно внушительное расстояние. Это необходимо учитывать при расчете безопасного расстояния между автомобилями.

Выдерживать такие расстояния в населенных пунктах просто невозможно, особенно если речь идет об очень оживленных участках дорог и в периоды особых пробок. Чтобы избежать опасных ситуаций в таких условиях, можно просто снизить скорость. Чем крупнее проезжающий автомобиль, тем ниже должна быть скорость движения. Будьте особенно осторожны при движении рядом с автобусом или большим грузовиком.

Правила соблюдения расстояния

Никаких пояснений, каким должен быть латеральный интервал, в ПДД нет. Однако опубликовано много методологической литературы, в которой даны общие рекомендации, основанные на практике.

Для безопасного вождения интервал должен быть таким, чтобы исключить возможность столкновения в случае резкого раскачивания другого автомобиля или его незапланированных маневров. Достаточная дистанция позволяет водителю среагировать на угрозу и принять решение избежать аварии.

Для обеспечения запаса прочности на стороне необходимо учитывать следующие характеристики:

  1. Скорость КТ. По мере увеличения этого показателя увеличивается и интервал.
  2. Характеристики машины, а именно технические характеристики, наличие неисправностей или поломок.
  3. Погодные условия. В плохую погоду (дождь, снег, туман, мокрый снег) дистанцию ​​следует увеличить.
  4. Состояние дорожного покрытия. Чем хуже дорога, тем дальше нужно держаться от движущегося рядом автомобиля.
  5. Благосостояние водителя. Замедленные реакции из-за головной или другой боли, сонливости и других симптомов требуют максимально длительного интервала, чтобы в случае необходимости среагировать на опасность и принять необходимые меры для предотвращения несчастного случая.

Только серьезный опыт вождения позволит моментально учесть все факторы и принять правильное решение на основе их совокупности. Новичкам в вождении лучше придерживаться дистанций, рекомендованных регламентом.

Когда следует увеличить расстояние


Постоянный мониторинг участников дорожного движения помогает набираться опыта и учиться правильно реагировать на разные ситуации. Правильно подобранный боковой интервал позволит водителю вовремя совершить необходимый маневр, чтобы избежать аварийной ситуации, если другие участники дорожного движения:

  • совершать незапланированный резкий маневр в связи с возникновением аварийной ситуации рядом или впереди себя;
  • изменить свою траекторию в результате заноса;
  • резко остановиться, что может привести к аварии или другим опасным действиям.

При достаточном боковом клиренсе у водителя будет достаточно времени не только для оценки ситуации, но и для совершения необходимого маневра для обеспечения безопасности.

Расстояние между бортами транспортных средств должно быть увеличено, если:

  1. Ухудшение дорожного покрытия.
  2. Плохая видимость.
  3. Начало дождя или снега.
  4. Плохая тяга из-за плохих погодных условий.
  5. Приглушенный свет.
  6. Ухудшение самочувствия водителя и др.

Параметры постоянно меняются, поэтому не стоит терять бдительность на дороге ни на секунду.

Как интервал зависит от скорости движения

Есть общее правило, которое распространяется на всех участников дорожного движения: чем выше скорость, тем больше возникает опасностей. Это правило относится и к боковому интервалу. Увеличение скорости должно увеличивать расстояние между бортами машин. Это необходимо для того, чтобы в случае необходимости было время на аварийную остановку транспортного средства или время на изменение пути движения.

Ответственность за невыполнение требований ПДД

Небольшое поперечное расстояние между транспортными средствами затрудняет безопасное маневрирование или торможение. Сокращение расстояния между автомобилями приводит к нарушению безопасности и аварийной ситуации.

Сотрудник ГИБДД
Сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф только после ДТП. В противном случае можно будет обжаловать решение через суд.

В действующей редакции ПДД конкретных цифр нет, поэтому интервал признается опасным только после ДТП. Если в результате процедуры выяснится, что водитель сократил боковое расстояние между автомобилями, что и привело к аварии, он должен возместить пострадавшему материальный ущерб и выплатить штраф в размере 1500 рублей. В настоящее время рассматривается законопроект, согласно которому размер штрафа может быть увеличен до 5000 рублей.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Этот знак является предупреждением. Запрещает движение автомобилей, если расстояние между ними меньше указанного на указателе. Как правило, его устанавливают на сложных участках пути, где есть мосты, тоннели, ледовые переправы, инженерные коммуникации, понтоны. Зарегистрирован в ПДД как 3.16.

Сигнал действует до ближайшего перекрестка, начала или конца населенного пункта. Также может быть знак 3.31, означающий «Конец зоны всех ограничений».

Установка этого знака решает две важные задачи:

  • облегчает контроль за порядком движения автомобилей, правильно оценивает степень опасности конкретного автомобиля из движущейся колонны;
  • автоматическая плотность потока сбрасывается на сложных участках автомобильных дорог, связанных с движением по пролетным строениям.

Вы можете найти этот знак, например, перед таможней. Здесь не получится обогнать других участников движения: образуется своего рода зона ожидания. Любая попытка маневра приведет к крупной аварии, в которой пострадают несколько автомобилей.

ДТП при несоблюдении дистанции

Внутри полосы 2 автомобиля. У белой машины поврежден задний бампер, а у оранжевой машины поврежден передний бампер.

Многие водители считают, что в аварии всегда виноват водитель, едущий сзади. Тем не менее, это не всегда так. Давайте сначала рассмотрим причины, которые могли вызвать столкновение.

Причины столкновения

Рассмотрим возможные причины дорожно-транспортного происшествия:

  • Автомобили движутся с разной скоростью. Например, белая машина едет со скоростью 40 км/ч, а оранжевая — со скоростью 90 км/ч.
  • Экстренное торможение белой машины. Например, на дороге мог внезапно появиться ребенок, или машина зеленого цвета, не участвовавшая в столкновении, могла резко сменить полосу движения. Кроме того, экстренное торможение может производиться без надобности, то есть только.
  • Движение оранжевой машины слишком близко к белой.
  • Движение белого автомобиля задним ходом или его задним ходом вверх по склону. Авария при резервном копировании рассмотрена в отдельной статье.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции

Выше было сказано, что в большинстве случаев виновником ДТП является водитель идущего сзади автомобиля. При этом нарушает требования пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД:

9.10. Водитель должен соблюдать дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, позволяющую избежать столкновения, а также боковое свободное пространство, необходимое для обеспечения безопасности движения.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленный скоростной режим, с учетом интенсивности движения, характеристик и состояния транспортного средства и груза, дорожных и погодных условий, в частности видимости в направление движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При наличии опасности дорожного движения, которую водитель может обнаружить, он должен принять все возможные меры для снижения скорости до полной остановки транспортного средства.

Однако есть только один случай, когда виноват водитель впереди идущего автомобиля. Речь идет о резком торможении без надобности. Пункт 10.5 ПДД:

10.5. Водителю запрещается:

  • резко затормозите, если только это не необходимо во избежание аварии.

Следовательно, если водитель оранжевого автомобиля сможет доказать, что белый автомобиль затормозил без причины (не во избежание аварии), то виновным будет признан водитель идущего впереди автомобиля.

Например, доказательством может быть видеорегистратор или камера наблюдения, показывающая, что перед целевым автомобилем не было транспортных средств, пешеходов или препятствий.

Во всех остальных случаях виноват водитель идущего сзади автомобиля.

Составление участниками ДТП извещения

Закон предоставляет участникам ДТП, при отсутствии разногласий между собой, возможность решить все проблемы самостоятельно, без обращения в ГИБДД, путем составления европротокола. Это позволит потерпевшему получить от страховой компании сумму до 50 000 рублей. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • при отсутствии телесных повреждений у участников ДТП;
  • есть ли у них полисы ОСАГО;
  • при столкновении не более двух транспортных средств. Во всех остальных случаях без ГИБДД не обойтись. Его сотрудники изучают всю доступную информацию, опрашивают свидетелей, что позволяет точно установить виновника аварии и наложить на него штраф за несоблюдение дистанции.

Скачать документ в Word 122,00 КБ]

В экстренных случаях и при оформлении документов придерживайтесь следующих рекомендаций, которые помогут вам доказать свою невиновность:

  • привести аргументы в пользу того, что нарушение дистанции произошло по объективным причинам и не по вашей вине;
  • потребовать, чтобы эта информация была включена в протокол.

Учитывая, что определение безопасного расстояния понятие субъективное и четких критериев для него в законе нет, в случае несогласия с содержанием протокола об административном правонарушении всегда есть возможность его обжалования.

    Штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году

    Поскольку водитель нарушает правила расположения транспортных средств на дороге, штраф может быть наложен по ч. 1 ст. 12.15 КоАП:

    1. Нарушение правил нахождения транспортного средства на проезжей части, проезда по встречной полосе дороги, а равно движения по обочинам либо пересечения организованного транспортного или пешеходного колонн либо занятия на них сидячих мест —

    влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

    Таким образом, размер штрафа составляет 1500 рублей. При его оплате в течение 20 дней со дня вынесения приговора предоставляется 50-процентная скидка, т.е нужно заплатить всего 750 рублей.

    Примечание. Штраф за нарушение дистанции налагается только в том случае, если произошло столкновение транспортных средств. Если столкновения не было, то штраф не налагается.

    Например, автомобиль может проехать в пределах 1 сантиметра от заднего бампера другого автомобиля, но если они не столкнутся, штрафа не будет.

    В заключение хочу отметить, что избежать столкновения с впереди идущим автомобилем несложно. Просто привыкайте держать достаточную дистанцию ​​между автомобилями.

    Что касается начинающих водителей, то у них иногда возникают трудности с определением нужной дистанции. Если вы не знаете, как далеко идти, выберите большее расстояние. Хуже точно не будет.

    Когда штраф за несоблюдение дистанции правомерен?

    Само по себе такое правонарушение достаточно сложно исправить, так как все видеокамеры, установленные на дорогах, имеют достаточно низкую частоту кадров. Из-за этого считать расстояние довольно сложно, а часто и вовсе невозможно. Однако такое нарушение представляет серьезную опасность для всех участников дорожного движения.

    Штраф за такое правонарушение выписывается только после столкновения одного автомобиля с другим. Эти несчастные случаи происходят чаще всего:

    1. На светофоре.
    2. На пешеходных переходах.
    3. Когда на городских дорогах возникают пробки.

    Отдельно стоит отметить некоторые особенности, связанные с исправлением такого нарушения в протоколе. Несоблюдение дистанции должно фиксироваться сразу в 2-х точках:

    1. 10.1, что свидетельствует о неправильном выборе скорости автомобиля.
    2. 9.10, заключающийся в несоблюдении установленной дистанции.

    Стоит более внимательно отнестись к этим моментам:

    1. Согласно пункту 9.10, водитель должен сохранять определенную дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, чтобы выбранная дистанция позволяла ему избежать неожиданного столкновения. В частности, необходимо соблюдать определенный боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения по трассе.
    2. Пункт 10.01 содержит информацию о том, что необходимо управлять транспортным средством со скоростью, не превышающей ограничений, предусмотренных для данного участка дороги. Во время движения необходимо обращать внимание на интенсивность движения, общее состояние впереди идущего автомобиля и другие характеристики. Если водителю впереди идущего впереди автомобиля необходимо резко затормозить, расстояние между автомобилями должно позволять ему это сделать. Если во время движения на дороге возникает опасная ситуация, водитель автомобиля должен принять все возможные меры для снижения скорости.

    Когда водитель не получит штраф

    • одна из машин не двинулась с места, а остановилась на стоянке (но не в ожидании светофора);

    • машины не столкнулись, а сблизились;

    • водитель двигался задним ходом, потому что одна из машин должна быть впереди, чтобы сохранить дистанцию.

    Таблица: вырезки из правил ПДД

    Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, позволяющую избежать столкновения, а также боковое свободное пространство, необходимое для обеспечения безопасности движения.
    Пункт 9.11. За пределами населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, двухполосным движением водитель транспортного средства, для которого установлен скоростной режим, а также водитель транспортного средства (группы транспортных средств) длиной более 7 м обязаны соблюдать расстояние между ним и впереди идущим транспортным средством, чтобы обгоняющие транспортные средства могли беспрепятственно двигаться в ранее занимаемую ими полосу движения. Это требование не распространяется при движении по участкам дорог, где запрещен обгон, а также при интенсивном движении и движении в составе организованной колонны.
    Пункт 10.1. При наличии опасности дорожного движения, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все возможные меры для снижения скорости, вплоть до остановки транспортного средства.
    Пункт 10.5. Водитель не должен жать на тормоза, за исключением случаев, когда это необходимо для предотвращения аварии.

    Таблица: эффективная скорость на трассах при разных обстоятельствах

    Эффективное значение Описание Аксессуары
    2 секунды Хорошая погода, чистый и сухой асфальт. Без засорения, без ремонтных заплат, без беспорядка.
    3 секунды Трасса покрыта глиной. Ехать ночью, в ясный день с некоторыми препятствиями (ножки, ямы), которые легко объезжать).
    4 секунды Дорога мокрая, недавно выпал снег Мороз, снег днем.
    5 секунд На дороге лежал снег, темнело. Гололед, прошел мокрый снег.
    5 секунд Дорога покрыта снегом. Снег закатан.
    6 секунд Дорога очень снежная. Видна тонкая пленка воды.
    7 секунд Эффективное расстояние, рассчитанное для новичков Распространяется на водителей, недавно освоивших правила ПДД (без практического опыта).
    Оцените статью
    Блог про ПДД